Логистический сектор входит в 2026 год в состоянии максимальной турбулентности: рынок одновременно переживает рост стоимости ресурсов, изменение международных маршрутов, внедрение обязательных цифровых стандартов и перестройку кадровой модели отрасли. Компании ускоренно адаптируются, чтобы не потерять конкурентность, и, как отмечают эксперты, впервые за много лет логистика превращается в высокотехнологичную индустрию, где отставание измеряется не кварталами, а неделями. Экономика Внутри страны для 2026 года будет характерен медленный рост экономики при повышенной стоимости денег и с дисциплиной издержек. По словам Алексея Чинякова, коммерческого директора "ТРАСКО", несмотря на это, сохраняется надежда на тенденцию к снижению ключевой ставки, что может способствовать оживлению деловой активности и, как следствие, росту спроса на логистические услуги. Однако прогнозы остаются осторожными из-за не определенности в поведении Центро банка и возможного усиления санкционного давления.
"Ставка будет высока дольше привычного цикла. Это переводится на язык логистики очень конкретно: длинные контракты с индексацией, больший удельный вес лизинга подвижного состава и переход от "владения активом" к "пользованию" там, где оборачиваемость критична, – объясняет Алексей Лерон, к. э. н., независимый эксперт транспортной отрасли. – При слабом росте экономики рынок устойчиво тянут "плечи" сырьевых потоков, агроэкспорт, контейнеризация промышленного импортозамещения и внутрироссийская переработка, где требуется регу лярность, а не пиковые броски. Следовательно, в 2026-м логистика будет усиливать длинные сервисные контракты "сквозь плечо" (железная дорога – порт – автодоставка) с приоритетом на стабильность графика и страхование времени". Электронный оборот 2026 год станет точкой невозврата для обязательного транспортного ЭДО.
С 1 сентября оформление транспортных документов (накладных, заказов, экспедиторских документов) станет обязательным в электронном виде для всех видов транспорта. К этому времени должна быть полностью внедрена платформа "ГосЛог" – государственная цифровая система для унификации логистики. Она интегрирует данные о перевозках, маршрутах и грузах, улучшая координацию между участниками и обеспечивая полный контроль над цепочками поставок. Но вместе с тем именно подготовка к включению в реестр становится для части компаний испытанием. Основатель WEVED Мария Попова предупреждает: отсутствие в реест ре в установленные сроки может привести к приостановке деятельности.
"Включение в реестр – это не бюро кратическая формальность, а обязательное юридическое условие для законной деятельности. Фактически это означает: "нет записи в реестре – нет права оказывать услуги", – подчеркивает эксперт.
Коммерческий директор "СберКорус" Андрей Коченков оценивает потенциальные потери от игнорирования закона, начиная с рисков кассовых разрывов вплоть до потенциального банкротства. "Сегодня большинство транспортных компаний владеют своим автопарком, значительная доля которого финансируется посредством лизинговых схем. Если техника простаивает либо возникают сложности с работой из-за невключения или исключения из реестра, это способно негативно отразиться на финансовом положении компании и вызвать серьезные последствия для ее деятельности", – отмечает он.
Цифровая трансформация: ИИ, автоматизация Логистика постепенно превращается в бизнес данных. "Мы входим в эпоху, когда документы, трекинг и расчеты уйдут в цифровую среду полностью, без бумаги, – рассказывает Владислав Айрапетов, президент и председатель совета директоров группы компаний MRT. – Выиграет тот, кто умеет рассчитать маршрут, деньги и время в одной системе. В лидерах будут не те, у кого больше машин или складов, а те, кто умеет управлять данными".
Все, что раньше лежало в архивах, теперь должно жить в инфраструктуре, способной выдерживать интеграции, хранить документы и гарантировать безопасность. В этой связи актуален переход на облачные платформы, интеграция в работу TMS/WMS-систем, искусственного интеллекта. "Автоматизация и ИИ в логистике уже данность. В 2026 году акцент будет на практических задачах: прогнозировании спроса, оптимизации маршрутов, контроле складских процессов, анализе простоев и загрузки", – объясняет Максим Захаренко, СЕО "Облакотека".
Однако в условиях "дорогих денег" инвестиции в ИИ и автоматизацию станут вопросом стратегического выбора, доступного не всем. Развиваться в этом направлении способны будут в первую очередь те, кто уже заложил основу – крупные игроки и технологичные стартапы. По подсчетам фулфилмент-оператора "Бета ПРО", вложения в автоматизацию склада окупаются в приемлемые сроки только при его полной и постоянной загруженности, что невозможно точно спрогнозировать. Из-за экономической неопределенности в целом осложнена реализация долгосрочных и рискованных проектов.
Дополнительным вызовом становится нехватка и высокая стоимость IT-специалистов. Обучить ИИ и правильно его использовать – одна из самых сложных задач.
По мнению А. Чинякова, ИИ заменит человека уже в среднесрочной перспективе. "Возможно полноценное замещение экспедитора системой, работающей на базе ИИ. Пока это не реализовано из-за сложностей в управлении комплексными логистическими процессами, но уже сейчас компаниям нужно готовиться. Это может привести к значительным изменениям в структуре логистического бизнеса, усилению конкуренции и сокращению сотрудников", – подчеркивает эксперт. Маршруты 2026: переориентация потоков После глобальной перестройки международной логистики компании активнее диверсифицируют направления и пересматривают плечи доставки. Так компании стремятся уменьшить риски, связанные с перевозкой через традиционные транспортные коридоры. Новые маршруты позволяют не только снизить зависимость от политической обстановки в различных регионах, но и сократить время доставки, а также оптимизировать затраты.
Основное внимание сегодня сосредоточено на Китае, Индии, ОАЭ и странах Центральной Азии. По данным пресс-службы "Деловых линий", в III квартале 2025 года спрос на перевозки из Китая увеличился на 25%. Также фиксируется двукратный рост заказов на автодоставку в Узбекистан. В ответ на новые вызовы логистические компании создают транзитные маршруты, например через Казахстан и ОАЭ, активно развивают комбинированные перевозки и усиливают роль автотранспорта как эффективной альтернативы морским перевозкам. "ТРАСКО" отмечает возросший интерес к странам Африки и Южной Америки.
"Несмотря на существующие сложности, такие как недостаточная инфраструктура и финансовые барьеры, уже сейчас запускаются прямые линии в эти регионы, однако пока они не носят регулярный характер. Еще одно перспективное направление – страны Персидского залива. Мы наблюдаем рост запросов на доставку в данный регион", – добавляет А. Чиняков.
Дополнительный фактор, определяющий важность запуска альтернативных маршрутов, – укрепление торговых связей между членами БРИКС.
"Старт перевозок через порт Априн, который принял первый поезд "РЖД Логистики" с отечественной целлюлозно-бумажной продукцией в конце 2025 года, – большой шаг в повышении транспортной связанности участников БРИКС, который расширяет логистические возможности и способствует наращиванию грузопотока в сообщении Россия – Иран – Индия – Восточная Африка, – говорит первый заместитель генерального директора АО "РЖД Логистика" Дмитрий Крюков. – Воп рос диверсификации маршрутов войдет в логистическую повестку следующего года и потребует также дальнейшего развития МТК Север – Юг, в том числе с использованием на восточной ветке мощностей сухого порта Априн. Страны-партнеры заинтересованы в формировании устойчивых транспортных потоков на маршрутах МТК Север – Юг, и работа над развитием железнодорожной и терминально-складской инфраструктуры будет продолжена". Таким образом, активность сохранится и на международных сухопутных маршрутах через страны ЕАЭС.
Внутри России наращивать свою значимость будут Восточный полигон и Северный морской путь. В приоритете останутся направления с развитой инфраструктурой и поддержкой со стороны государства – в частности, маршруты, где возможно субсидирование перевозок. Увеличится значимость логистических хабов в Сибири и на Дальнем Востоке – Россия активно инвестирует в развитие распределительных центров в этих регионах, что создает условия для ускоренного распределения товаров внутри страны и укрепляет позицию на мировых рынках. Транспорт имеет значение Усиливается конкуренция между мультимодальными решениями. Потребители в большей степени ориентируются на баланс скорости, надежности и стабильности доставки, а не на минимальную цену транспортных услуг. Однако цена все же занимает не последнее место в перечне критериев выбора.
Например, по мнению Андрея Пасечникова, исполнительного директора сервиса "Грузовичкоф", железнодорожный транспорт в новом году столкнется с новыми тарифными вызовами, что может усилить переход части грузов на автоперевозки, особенно в сегментах с высокими требованиями к гибкости и срокам. С этом мнением согласна и директор по логистике бренда автозапчастей MARSHALL Анастасия Тарасова: "Из-за новой тарифной системы на железной дороге мы сможем наблюдать интересный сдвиг – часть грузов действительно может перейти на автомобильный транспорт, особенно на средние и короткие дистанции, где авто станет более конкурентным", – говорит эксперт. В то же время А. Чиняков считает, что конкуренция между авто и ж/д носит скорее дополняющий, чем исключающий характер и тем самым формирует сбалансированную систему. Это обусловлено разницей в специфике перевозимого груза, а также дальностью плеча.
Кадровый кризис: от найма к "точечным компетенциям" Эксперты расходятся во взглядах на то, как будет развиваться ситуация на рынке труда. В частности, Михаил Дьяконов, основатель и генеральный директор логистической компании "Фрэйт Логистик Групп", рассказал "РЖД-Партнеру", что в сфере логистики по-прежнему доминируют соискатели, а не работодатели. "В 2025 году рост зарплат стал вынужденным инструментом удержания сотрудников: в зависимости от региона цифры варьируются, но однозначна общая тенденция роста. Вероятно, она сохранится и в 2026-м. Тем не менее повышение ставок не решит проблему дефицита. Компании будут вынуждены вкладываться в автоматизацию (даже вопреки стремлению к экономии), улучшение условий труда и развитие обучения, чтобы удерживать квалифицированных работников и конкурировать за кадры с другими отраслями", – считает эксперт.
А вот генеральный директор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев, напротив, заявил, что гонка заработных плат в транспортно-логистической отрасли фактически остановилась. "В 2026 году баланс смещается, скорее, в сторону работодателя. По данным Росстата, в сентябре 2025 года уровень безработицы в России составил 2,2%. Формально это низкий показатель, но в текущих условиях он означает не рост количества соискателей, а сокращение числа рабочих мест. В условиях демографического спада и высокой экономической неопределенности компании стали нанимать осторожнее, ограничивая расширение штата и оптимизируя структуру затрат. На этом фоне усилилась и скрытая безработица: многие специалисты частично переходят на неполную занятость или комбинируют несколько подработок", – подчеркивает С. Ашуралиев.
М. Попова же, в свою очередь, полагает, что для рынка труда будут характерны одновременно обе тенденции, и это будет "кадровый кризис нового типа": "Рынок станет гибридным: для линейного персонала – это рынок работодателя, но для высококвалифицированных кадров – устойчивый рынок соискателя, где за таланты будет идти настоящая война", – объясняет основатель WEVED.
Как бы то ни было, тренд на HRрынке логистики таков, что массовый найм ведется в исключительных случаях – преимущественно на склады или распределительные центры. От попыток "закрыть все вакансии" по операционному персоналу переходят к точечному привлечению редких специалистов.
Логистический рынок по-прежнему испытывает дефицит водителей фур, водителей штабелеров и погрузчиков, кладовщиков, упаковщиков, комп лектовщиков, операторов техники и курьеров. Востребованны также специалисты по ВЭД, аналитики и менеджеры с цифровыми компетенциями.
"По-прежнему будут остро востребованны водители. Компании стараются решить этот вопрос разными способами, включая привлечение временных сотрудников и работу с самозанятыми. Это позволяет оперативно расширять штат в периоды пиковых нагрузок, например, перед праздниками", – говорит Ума Аюбова, директор по развитию HR Techнаправления сервиса для работы с внештатным персоналом WinWork.
"Миграция персонала по рынку будет происходить, и нехватка кадров сохранится в ближайшие 5 лет точно", – уверен директор по развитию фулфилмент-оператора "Бета ПРО" Артем Смирнов.
Здесь же можно вернуться к вопросу автоматизации и цифровизации – эти тенденции неразрывно связаны с оптимизацией персонала. "Автоматизация логистики помогает нам не увеличивать нагрузку на рынок труда по мере роста инфраструктуры и закрывать потребность в кадрах во время высокого сезона. Например, один грузовой подъемник позволяет сократить необходимых работников на 2-3 человека. А конвейеры ускоряют процесс перемещения товаров и помогают снизить количество работников на более чем 150 человек, что составляет 10% рабочих на транспортировке.
Сортировочные системы помогают уменьшить число сотрудников на этой операции до 20 (около 40% персонала на сортировке)", – объяснил Данила Арефьев, директор по продукту и технологиям Ozon. А благодаря IT-системе управления складом число сотрудников в административных и логистических отделах склада можно уменьшить на 20-30%. Индустрия, которая ускоряется 2026 год станет для логистики годом, когда скорость адаптации будет определять место компании на рынке. Регуляторные изменения совпали с технологическим скачком, ростом себестоимости и изменением маршрутов.
Логистика перестает быть лишь транспортной услугой – она превращается в экосистему, где данные, технологии, устойчивость, кадры и финансы работают как единый механизм. Победят те, кто успеет встроить новые правила в ежедневные процессы и научится принимать решения быстрее отрасли. Именно эти компании сформируют логистику нового образца – более прозрачную, цифровую и устойчивую. Из-за новой тарифной системы на железной дороге мы сможем наблюдать интересный сдвиг – часть грузов действительно может перейти на автомобильный транспорт, особенно на средние и короткие дистанции, где авто станет более конкурентным Компании стремятся уменьшить риски, связанные с перевозкой через традиционные транспортные коридоры. Новые маршруты позволяют не только снизить зависимость от политической обстановки в различных регионах, но и сократить время доставки, а также оптимизировать затраты
| Источник | Дата | Наименование материала |
|---|---|---|
| РЖД-Партнер | 05.12.2025 |