Рынок железнодо­рожных перевозок




Третья по величине железнодорожная сеть в мире

Российская железнодорожная система занимает третье место в мире после Китая и США по объему железнодорожных грузоперевозок.

Россия является одним из мировых лидеров по интенсивности использования железнодорожного транспорта. По доле грузооборота, приходящейся на железнодорожный транспорт, РФ также входит в число мировых лидеров, уступая нескольким небольшим странам с преобладанием транзитных перевозок.

Высокая доля железнодорожных отправок в общем объеме грузовых перевозок в стране обусловлена географическими особенностями РФ, экономическим значением товарного производства и тяжелой промышленности, а также ограничениями, присущими другим транспортным системам.

Протяженность железнодорожных путей в России превышает 87 тысяч километров. На долю железных дорог приходится около 87% общего грузооборота страны (исключая трубопроводный транспорт). Ежегодный объем перевозок составляет около 2,6 трлн тонно-километров в год, или 1,2 млрд тонн грузов.

>87 тыс. км
протяженность железных дорог
Нерегулируемое ценообразование на услуги железнодорожных операторов

Рыночные реформы по привлечению частных инвестиций и конкуренции начались в 2001 г. и были направлены на модернизацию грузовых железнодорожных перевозок в России при одновременном повышении эффективности и рентабельности.

Несмотря на то, что государственная железнодорожная компания ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) сохраняет монополию в предоставлении железнодорожной инфраструктуры и на сегодняшний день является крупнейшим поставщиком услуг локомотивной тяги, нормативная база дает сторонним железнодорожным операторам право на доступ к этой инфраструктуре на недискриминационной основе.

Ценообразование на услуги АО «Новая перевозочная компания» и на услуги других грузовых железнодорожных операторов в целом не регулируется, за исключением элементов, предоставляемых РЖД (таких как инфраструктура и локомотивная тяга для груженых и порожних рейсов).

Конкурентная среда значительно изменилась с момента начала реформ, когда частные компании-операторы существенно увеличили свои парки подвижного состава. Так на долю частных компаний в России в 2022 г. приходилось более 88% российского вагонного парка по сравнению с 30% в конце 2005 г.

>88 %
доля частного вагонного парка
Уголь и металлургические грузы – ключевые сегменты рынка

Объемы грузовых железнодорожных перевозок в универсальном парке в России в основном состоят из таких грузов, как уголь, металлы, руды и строительные материалы.

Уголь (энергетический и коксующийся) является крупнейшим сегментом в структуре перевозок, на который пришлось около 29% от общих объемов погрузки в России в 2022 г.

Горно-металлургические грузы (включая черные металлы, металлолом и руды) обеспечили в 2022 г. около 17% объемов погрузки в отрасли, на строительные материалы (включая цемент) пришлось около 13%.

~29 %
доля угля в общем объеме перевозок
Российский грузовой железнодорожный парк

Российский парк подвижного состава составляет около 1,2 млн единиц на конец 2022 г. и состоит в основном из вагонов общего назначения и различных типов специализированных вагонов.

Наиболее распространенным типом вагонов в России является полувагон, который используется для перевозки широкой номенклатуры грузов, включая черные металлы, металлолом, руды, щебень, уголь и древесину среди прочих. На конец 2022 г. полувагоны составили около 48% общего парка страны (606 077 единиц).

1,2 млн ед.
совокупный парк подвижного состава

Структура грузовых железнодорожных перевозок в 2023 г. по видам грузов, млн т

Источник: Росстат

Структура грузооборота транспорта в РФ в 2023 г. по видам (без учета трубопроводного), млрд т-км

Источник: Росстат

Погрузка, млн т

Источник: Росстат

Грузооборот, млрд т-км

Источник: Росстат