22.09.2021


Железные дороги тянут на север

В подорожавшую инвестпрограмму ОАО РЖД вернулся широтный ход

Проект долгосрочной инвестпрограммы ОАО РЖД, по информации "Ъ", предполагает рост инвестиций в 2022-2025 годах на 800 млрд руб. и исполнен в соответствии с пожеланиями президента. Средства на строительство Северного широтного хода, снятые до лучших времен, возвращены в размере 150 млрд руб. Обновление инфраструктуры, на недостаточные темпы которого указывал президент, до 2025 года получит дополнительно сразу 1 трлн руб. Зато из проекта полностью исчез дорогостоящий обход черноморского побережья и большая часть средств для высокоскоростной магистрали Москва-Петербург.

ОАО РЖД готовится скорректировать инвестпрограмму до 2025 года. Как сообщили "Ъ" источники, она может быть увеличена на 800 млрд руб., до 4,3 трлн руб. Вложения в 2022 году запланированы на уровне 1,06 трлн руб., в 2023 и 2024 году - 1,18 и 1,16 трлн руб. соответственно, в 2025 году - 882 млрд руб. Прежняя версия инвестпрограммы, утвержденная в конце 2020 года, предполагала 700-800 млрд руб. инвестиций в год в 2021-2023 годах.

Как и прежде, основным источником инвестиций должны стать собственные средства монополии (707 млрд руб.). Объемных вливаний из бюджета не предполагается: они даже сократятся на 36 млрд руб. относительно ранее запланированного уровня - до 194 млрд руб. Зато поступления из ФНБ увеличатся на 97 млрд руб., до 137 млрд руб.

Из проекта выбыла одна мегастройка: железнодорожная линия Кривенковская- Сочи, призванная заменить линию вдоль черноморского побережья (подробнее см. "Ъ" от 20 ноября 2020 года). Вместо запланированных в 2022-2025 годах 138 млрд руб. инвестиций на этот период предусмотрен ноль. Та же судьба постигла другие подпроекты Южного кластера: от почти 350 млрд руб. инвестиций на него осталось лишь 1,7 млрд руб. Заметно урезаны и вложения в высокоскоростную магистраль (ВСМ) Москва-Петербург - на 132 млрд из 225 млрд руб. Глава Минфина Антон Силуанов заявил 21 сентября, что проект может быть реализован на заемные средства.

Зато в повестку дня вернулся Северный широтный ход (СШХ, смычка между Северной и Свердловской железными дорогами на Ямале длиной 700 км), с которого раньше, наоборот, инвестиции снимали (см. "Ъ" от 6 октября 2020 года). На проект предусмотрено 150,5 млрд руб. В апреле о необходимости начать строительство СШХ заявил Владимир Путин, указав, что профинансировать его можно было бы за счет инфраструктурных кредитов регионам. На прошлой неделе вице-премьер Марат Хуснуллин говорил, что заявка Ямала по СШХ "на выходе". В августе Минэкономики сообщало о возможности финансирования проекта из ФНБ. Пока в проекте инвестпрограммы ОАО РЖД основной объем инвестиций на СШХ все равно предусматривается из средств самой монополии (83,2 млрд руб.); из ФНБ и от ЯНАО поступит 32 и 35 млрд руб. соответственно.

Но больше всего денег предлагается добавить на проекты обновления железнодорожной инфраструктуры: до 2025 года предусмотрен дополнительно 1 трлн руб. Этот невероятный рост вложений перекликается с замечанием Владимира Путина в декабре 2020 года при обсуждении предыдущей версии инвестпрограммы. Он отмечал, что "количество железнодорожного хозяйства, требующего ремонта, сокращается, но все-таки оно еще не достигло уровня, по-моему, даже 2015 года, поэтому есть над чем работать" (см. "Ъ" от 9 декабря 2020 года). В ОАО РЖД не пояснили, что именно компания собирается ремонтировать и обновлять за такие средства.

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров считает, что такое существенное увеличение инвестпрограммы - очень масштабный вызов с учетом планируемых доходов ОАО РЖД, и непонятно, как компания будет способна ее профинансировать. По его мнению, ОАО РЖД придется сокращать ряд статей, если не будет увеличена господдержка. Но, полагает эксперт, структура инвестпрограммы приобрела более здравый вид и оправданный фокус на грузовые перевозки, после того как из нее убрали обход черноморского побережья и существенно сократили ассигнования на ВСМ. Что касается обновления основных фондов, то, по мнению господина Бурмистрова, наиболее остро стоит проблема высокого износа искусственных сооружений, в том числе мостов, на которых регулярно происходят аварии.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ22.09.2021

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить