16.09.2009


Реформирование железнодорожной отрасли требует политических решений - Георгий Давыдов, президент Национальной ассоциации транспортников России

По итогам обсуждения предложений некоммерческого партнёрства «Совет рынка операторов подвижного состава» я могу отметить несколько важных тем. В выступлении заместителя руководителя Росжелдора Алана Лушникова было справедливо сказано, что железнодорожная отрасль нуждается в актуализации политических решений, на которых построена её структурная реформа. И реформа, и железнодорожное законодательство основаны на множественности перевозчиков, которые работают на не принадлежащей им инфраструктуре. Компании – операторы железнодорожного подвижного состава – полезные и необходимые структуры отрасли, но не ради них затевалась реформа. Невозможно двигаться дальше, если нет чёткой политической концепции, какая конфигурация нужна государству, обществу – работающая ради страны или ради корпоративных показателей эффективности. Возникла неопределённость по поводу целого ряда принципиальных положений принятого в 2006 году плана мероприятий третьего этапа структурной реформы. Будут ли «сформированы условия для увеличения количества компаний, находящихся в конкурентных отношениях, имеющих статус перевозчика и осуществляющих перевозки грузов на условиях публичного договора, позволяющих в том числе регламентировать: взаимодействие владельца инфраструктуры и перевозчика; допуск на инфраструктуру общего пользования подвижного состава перевозчиков; услуги по предоставлению локомотивной тяги ОАО «Российские железные дороги»?». Это – цитата из правительственного распоряжения от 10 августа 2006 года. Остались ли политические подходы прежними? Для наработки конструктивных предложений о том, как в дальнейшем следует проводить реформу, главное значение теперь имеет политическое решение Президента и Правительства России. Мероприятие, проведённое некоммерческим партнёрством «Совет рынка», дало возможность ознакомиться с позициями на этот счёт ОАО «РЖД», ОАО «ПГК», некоторых других участников рынка, а также представителей министерств и ведомств. Корпоративные цели все понимают хорошо и готовы их отстаивать. Однако нет единого объективного понимания процессов совершенствования структуры отрасли, оборота услуг на рынке перевозок и использования инфраструктуры. Прозвучало на совещании и несколько «популярных» в последнее время спорных вопросов. Первый – о недопустимости самостоятельного оборота услуг локомотивной тяги. Второй вопрос – о необходимости и праве перевозчика распоряжаться «брошенными» порожними вагонами операторов. В данном случае необходимо гораздо глубже, сем сейчас, разобраться в существе и в масштабах проблемы, ведь у неё есть разные аспекты. С одной стороны, необходимо обеспечивать резервы подвижного состава на полигонах массовой погрузки. Эту проблему следует решать на основе согласованного управления парком вагонов дочерних обществ ОАО «РЖД» и всех остальных владельцев, кто пожелает в этом участвовать. С другой – необходимо устранить перегруженность отдельных участков и направлений сети железных дорог общего пользования. Некоторым объектам инфраструктуры общего пользования и всем путям необщего пользования нужно придать функции «отстойников» для неиспользуемых вагонов с ведома и согласия соответствующих владельцев. Разумеется, на основе экономически обоснованных ставок за занятие путей. На совещании обсуждались перспективы создания «Биржи вагонов». Я согласен с теми, кто рассматривает «биржу» в виде информационного ресурса. В таком виде она вполне может стать интегратором всех заинтересованных участников процесса железнодорожных перевозок. И они привыкнут регулярно и организованно получать необходимые сведения и в то же время вносить в неё свои данные, делиться ресурсами.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок16.09.2009Веское слово

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить