12.07.2007


RBC daily, 12.07.2006

РЖД завоёвывают рынок

РБК daily стали известны некоторые подробности создания «Российскими железными дорогами» (РЖД) Первой грузовой компании. Компания, которой РЖД отдают половину своего парка стоимостью почти 85 млрд руб., уже через пять лет будет зарабатывать более 50 млрд руб. в год. Вопрос создания дочерней операторской компании прорабатывался ОАО «Российские железные дороги» с конца 2005 года. В конце июня совет директоров РЖД одобрил пакет документов по созданию и работе ОАО «Первая грузовая компания» (ПГК). ОАО «РЖД» является основным учредителем и владельцем 100% минус одна акция ПГК, автономная некоммерческая организация «Желдорреформа» будет владеть одной акцией ПГК в качестве второго учредителя.

Большие маневры

В распоряжении РБК daily оказалась пояснительная записка к вопросу «Об утверждении пакета документов по созданию ОАО «Первая грузовая компания», согласно которой рыночная стоимость вагонов, вносимых в уставный капитал создаваемой компании, составляет 84,35 млрд руб. Часть уставного капитала будет оплачена деньгами — РЖД внесут в него 1,3 млрд руб., чтобы наделить ПГК оборотными средствами для начала хозяйственной деятельности.

Своей главной «дочке» РЖД передадут практически весь парк специализированных грузовых вагонов и частично — универсального подвижного состава. «Предполагается в качестве вклада в уставный капитал внести 200,25 тыс. грузовых вагонов (крытые вагоны, платформы, полувагоны, цистерны, цементовозы, окатышевозы, зерновозы, минераловозы), — сказал РБК daily источник в ОАО «РЖД». — Локомотивный парк и объекты инфраструктуры остаются у материнской компании».

Вагонный парк будет передаваться в ведение новой грузовой компании постепенно. «Сцелью недопущения нарушения перевозочного процесса и в связи с необходимостью наработки ПГК хозяйственных связей и собственной клиентской базы, часть вагонов останется в пользовании РЖД с заключением между сторонами соответствующего договора», — говорится в пояснительной записке. Планируется, что в 2008 году количество вагонов ПГК, находящихся в непосредственном оперировании компании, превысит две трети всего переданного ей парка, а в 2009 году все грузовые вагоны дочернего общества будут полностью использоваться для операторских целей ПГК.

Согласно прогнозной финансовой модели ПГК, планируемые темпы обновления вагонного парка позволят существенно сократить уровень его износа. «Предполагаемое выбытие вагонов в период до 2012 года составит 69,4 тыс. единиц, приобретение — 71,8 тыс. с потребными капиталовложениями на уровне 105,1 млрд руб.», — сказали в РЖД.

Взгляд в будущее

Неудивительно, что в этих условиях РЖД связывают большие надежды с создаваемой компанией. В госмонополии считают, что за счет грамотной ценовой политики ПГК в ближайшие годы будет только наращивать свою долю на рынке. «Компания получит необходимые возможности для установления рыночной цены на услуги по предоставлению вагонов для перевозки грузов», — пояснили в РЖД. В результате, по данным пояснительной записки, доля ПГК в грузообороте рынка, в соответствии с прогнозом, увеличится с 18,3% в 2008-м до 20,5% в 2012 году. Наиболее значительное увеличение доли ПГК по сравнению с 2008 годом предполагается в секторах перевозки кокса (на 5,5%), каменного угля (на 4,7%), удобрений (на 2,9%), руды (на 2,5%) и металло-строительных грузов (на 2,4%)».

Железнодорожники также надеются на хорошие финансовые показатели Первой грузовой компании. «Предполагается, что ПГК в максимально короткие сроки достигнет финансовых показателей, обеспечивающих ее привлекательность для выхода на рынок акционерного капитала», — заявили РБК daily в РЖД. По прогнозам, выручка компании в 2008–2012 годах вырастет с 35,61 млрд до 53,77 млрд руб., EBITDA — с 11,34 млрд до 18,31 млрд руб. Чистая прибыль компании увеличится с 209 млн до 573 млн руб. При этом так называемая налоговая чистая прибыль уменьшится с 7,74 млрд до 6,18 млрд руб.».

По словам аналитика ИК «Финам» Владимира Сергиевского, прогнозная выручка компании выглядит вполне правдоподобно. ПГК будет иметь в своем распоряжении более 20% от всего вагонного парка страны, что позволит ей минимизировать издержки, реализуя «эффект масштаба» при управлении вагонным парком.

Путь на рынок

Эксперты согласны, что создание Первой грузовой компании позволит РЖД улучшить свои позиции. «РЖД смогут выйти из-под жесткого государственного регулирования (в части тарифной политики) собственной операторской деятельности и вывести ПГК в рыночный сегмент железнодорожного рынка», — пояснил РБК daily эксперт-аналитик Института проб­лем естественных монополий Сергей Величков. По его словам, за счет предполагаемой структуры и размера выделяемого парка подвижного состава, Первая грузовая компания сможет частично вернуть утраченные РЖД позиции в перевозках высокодоходных грузов.

В дальнейшем РЖД планируют оставить за собой контрольный пакет акций компании, при этом часть акций может быть продана на фондовом рынке. «В среднесрочной перспективе предусматривается размещение части акций компании на фондовом рынке путем проведения IPO, — пояснили в РЖД. — Привлеченные средства будут направлены на финансирование инфраструктурных задач РЖД». По словам собеседника РБК daily, предварительная оценка стоимости Первой грузовой компании на момент основания составляет 3,5–4 млрд долл.

Кот в мешке

Частники до сих пор не понимают, чего им ждать от появления нового игрока. «Пока не ясно, каким образом в условиях сформировавшегося рынка появится и будет функционировать еще один игрок с количеством вагонов, превышающим парки других крупных операторов, — говорит РБК daily гендиректор ОАО «Новая перевозочная компания» Валерий Шпаков. — Прогнозировать поведение новой грузовой компании сложно. Скорее всего, она будет стремиться монополизировать некоторые сегменты рынка, в частности перевозки специализированным парком. А возможно, попытается потеснить операторов и в перевозках полувагонами».

По словам гендиректора ЗАО «ЮКОС-Транссервис» Игоря Асатурова, среди отрицательных моментов создания ПГК можно назвать прежде всего «административный ресурс». Непонятно, как будет осуществляться доступ ПГК к инфраструктуре: если у нее будут определенные преференции, это может привести к конфликтным ситуациям. Еще одна проблема — доступность ремонта, отмечает Валерий Шпаков. Сейчас вагоны РЖД ремонтируются в первую очередь и по себестоимости. Изменится ли ситуация с появлением Первой грузовой компании и будет ли ПГК уравнена в правах с другими операторами, пока тоже непонятно. «С другой стороны, поскольку ПГК будет сама устанавливать цены на свои услуги, это может привести к общему росту уровня цен на рынке, — говорит Игорь Асатуров. — В результате, за счет более высокой рентабельности перевозки, сократятся сроки окупаемости вагонов. Для операторов — это плюс».

В РЖД, впрочем, уверяют, что создание ПГК не приведет к изменению уровня цен на рынке и существенному изменению транспортной нагрузки (снижению стоимости грузов в связи со снижением тарифа) на пользователей. «Годовое изменение тарифной нагрузки не превысит 0,3% по отношению к базовому году, что сопоставимо со среднегодовыми колебаниями данного показателя и не имеет существенного значения по сравнению с влиянием колебания цен на товарных рынках», — говорится в пояснительной записке. Еще одно обещание — это возможность появления в России частных перевозчиков. «По мере совершенствования нормативно-правовых и экономических условий деятельности транспорт­ных предприятий ПГК, как и другие частные операторы, будет иметь возможность осуществлять функции перевозчика», — говорят в РЖД.

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить