31.07.2013


Президент РФ Путин заявил о необходимости выбора независимого финансового консультанта для оценки окупаемости БАМа и Транссиба

На недавнем совещании по вопросам развития БАМа и Транссиба президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости выбора независимого финансового консультанта для оценки окупаемости магистралей. Генеральный директор компании «Покровка Финанс» Андрей Никольский считает, что только так можно просчитать все риски и найти оптимальную финансово-экономическую модель.

– Андрей Евгеньевич, почему в данном случае есть необходимость привлечения независимого финансового консультанта?

– Дело в том, что средства Фонда национального благосостояния, которые планируется вложить в реконструкцию БАМа и Транссиба, инвестируются только на возвратной и окупаемой основе. Ведь ФНБ представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования накоплений граждан РФ. Однако некоторые проекты РЖД, например та же модернизация Транссиба, могут носить неокупаемый характер. Возникает серьезная дилемма.

– В чем она заключается?

– С одной стороны, государство уже решило «распечатать резервы» и использовать деньги ФНБ на цели стимулирования экономики. С другой – внятной, финансово-юридической схемы подобных инвестиций в ситуации с ОАО «РЖД» пока не выработано. В любом случае правильным решением будет привлечение независимого консультанта, который поможет оценить все риски и найти наиболее приемлемую финансово-экономическую модель.

– Как могли бы выглядеть варианты ее решения?

– Например, размещение средств ФНБ в привилегированные акции ОАО «РЖД», которые должен будет выпустить перевозчик. Доходность подобных инвестиций могла бы составить гарантированные 2–3% годовых, что, конечно, ниже темпов роста инфляции, однако в дальнейшем можно было бы найти механизм повышения рентабельности. Кроме того, можно воспользоваться традиционной схемой финансирования – внесением средств в уставный капитал ОАО «РЖД» через дополнительную эмиссию обыкновенных акций, после чего продать часть долей частным инвесторам на открытом рынке и вернуть средства ФНБ. Напомню, что приватизация 24,9% акций ОАО «РЖД» запланирована на 2014–2016 годы.

Наконец, еще один вариант – продажа новых траншей инфраструктурных облигаций. Подобный опыт уже есть: недавно ОАО «РЖД» разместило второй транш серии БО-09 на сумму 25 млрд рублей.

– Может ли процесс выбора финансового консультанта замедлить выделение государственных средств?

– Потратить деньги ФНБ – дело нехитрое, и спешить с этим совершенно не нужно. К решению надо подойти ответственно – досконально проработать обсуждаемые проекты и оценить возможные последствия для экономики в деньгах при тех или иных сценариях развития ситуации. Ведь речь идет – ни много ни мало – о 560 млрд рублей. Пусть ОАО «РЖД» может самостоятельно изыскать около 300 млрд, но оставшимися 260 млрд придется рискнуть из наших пенсионных денег. Поэтому мы полностью разделяем точку зрения президента – структурировать организационную схему модернизации и БАМа, и Транссиба, просчитать окупаемость проекта и возвратность инвестиций и сроки такого возврата. Всем этим должна заниматься независимая структура, финансово не заинтересованная в том или ином варианте решения.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru30.07.13Крупные инвестиции – крупные риски?

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить