26.06.2013


Насколько остро в России стоит проблема привлечения специалистов в сфере реализации проектов ГЧП и каким образом её можно разрешить?

Игорь Левитин, советник Президента РФ:

– К сожалению, в настоящее время в России нет возможности подготовить необходимое количество грамотных специалистов по реализации проектов ГЧП, потому что, в частности, в отечественных вузах отсутствуют профильные факультеты. Это можно сделать только на международном уровне – направить специалиста в зарубежное учебное заведение. Это одна из самых острых проблем в сфере ГЧП, и её надо решать, в том числе на законодательном уровне.

Павел Ильичёв, заместитель начальника финансового департамента ОАО «РЖД»:

– Я считаю, что на сегодняшний день основная проблема подготовки и реализации проектов ГЧП заключается в неготовности, а подчас и нежелании государства брать на себя финансовые обязательства по участию в таких проектах. Сейчас государственно-частное партнёрство часто упоминается в качестве некоего волшебного инструмента, который при отсутствии денег в госбюджете и желания их искать должен решить все проблемы. Тема ГЧП актуальна, однако примеры реализации таких проектов единичны.

Если говорить о мерах поддержки ГЧП в России, то в первую очередь надо говорить об усовершенствовании нормативно-правовой базы. Впрочем, вопрос нехватки отечественных специалистов тоже актуален из-за ограниченной практики реализации таких проектов в нашей стране. При этом западные компании и специалисты, имеющие богатый опыт в этой сфере, готовы идти в Россию из-за отсутствия государственного финансирования и тяжёлого положения в своих национальных экономиках.

Александр Баженов, первый заместитель заведующего кафедрой «Государственно-частное партнёрство» Финансового университета при Правительстве РФ, директор дирекции ГЧП Внешэкономбанка:

– В Финансовом университете ещё в 2010 году была организована при участии и по инициативе Внешэкономбанка первая в России кафедра, деятельность которой направлена на развитие рынка проектов государственно-частного партнёрства. Опыт взаимодействия ВЭБ с органами государственной власти и местного самоуправления – инициаторами проектов ГЧП – в числе других недостатков, препятствующих реализации проектов на региональном и муниципальном уровне, выявил недостаточную квалификацию участников этого рынка, прежде всего кадров органов власти по организации инвестиционно привлекательных проектов развития общественной инфраструктуры. Единственная трудность в нашей работе – нехватка профессиональных преподавателей для обучения студентов. Поэтому для педагогической работы мы привлекаем сотрудников дирекции ГЧП Внешэкономбанка, экспертов, партнёров ВЭБ по реализации таких проектов, то есть действующих специалистов в сфере управления проектами государственно-частного партнёрства.

Алексей Давыдов, проректор по инновациям Московского института инженеров транспорта:

– Эта проблема, несомненно, актуальна, хотя в транспортной отрасли система ГЧП уже получила серьёзное развитие, и это видно на примере нашего вуза. Увеличивается число кафедр, возглавляемых руководителями бизнес-структур, а также число договоров о создании совместных с бизнесом научно-образовательных центров. Последний пример – подписанное соглашение президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным и президентом «Французских железных дорог» Гийомом Пепи о намерениях по созданию на базе МИИТа международного центра высокоскоростных железнодорожных и скоростных транспортных систем. Так что для транспортного образования ситуацию критичной не считаем. Тем не менее готовы к разработке и внедрению инновационных программ подготовки специалистов в сфере ГЧП – разумеется, при наличии конкретного заказа от государства, согласованного с Минобрнауки.

Павел Селезнёв, председатель правления Центра развития ГЧП:

– Создание системы кадрового резерва для госструктур и бизнеса крайне необходимо, и формировать его нужно через всевозможные образовательные программы в федеральных вузах и частных университетах. На сегодняшний день существует несколько кафедр в вузах, которые специализируются на подготовке квалифицированных кадров в сфере ГЧП. Кроме того, в прошлом году был основан ГЧП-Институт, специализирующийся на краткосрочных программах повышения квалификации.

К слову, на сегодняшний день это наиболее востребованный и, вероятно, самый эффективный формат обучения.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок26.06.13Вопрос дня

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить