29.04.2013


Поддержать экономику Европы и России смогут совместные транспортные проекты

Участники саммита лидеров транспортного строительства в итальянском Мерано пришли к выводу, что совместные инвестиции в железнодорожный транспорт позволят создать новую доходную экономику и улучшить качество жизни населения ЕС и России. Однако перед этим предстоит убедить банковское сообщество, что будет выгодно вкладывать средства в реальный сектор.

Сейчас во всем мире обсуждается возможность преодоления кризиса с помощью инвестиций в инфраструктуру. Как сообщил на саммите президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин, даже Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк рекомендовали правительствам увеличить такие расходы.

Ранее это было немыслимо, поскольку эти институты традиционно выступали против увеличения доли государства в экономике. В России правительство решило выделить 260 млрд руб. на расширение транспортных возможностей БАМа и Транссиба и ждет проектов по высокоскоростным магистралям, чтобы принять окончательное решение. Однако столь глобальных транспортных проектов в Европе нет, и РЖД выступают за начало их реализации. "Проект создания железнодорожного коридора из Китая до Вены создаст на всем этом маршруте пояс развития, где будут происходить новые процессы, - подчеркнул Владимир Якунин. - Возникнет совершенно новая экономика, которая сейчас очень необходима в мире, подверженном стагнации".

Генеральный директор компании Rete Ferroviaria Italiana Микеле Марио Элиа заметил, что 10 международных транспортных коридоров, определенных Комиссией по транспорту ЕС, которым нужны инвестиции, направлены в сторону Востока.

"Нам сейчас очень важно определить необходимые скорости, грузовые и пассажирские потоки, размер инвестиций, - говорит Микеле Марио Элиа. - Хорошо развитая инфраструктура поможет переместить грузовые и пассажирские потоки с автомобильного и воздушного транспорта на железную дорогу, что позволит снизить себестоимость перевозок и оздоровить экологическую обстановку".

Как раз в Италии есть положительные примеры такого рода. Если еще пять-шесть лет назад между Римом и Миланом всего лишь треть пассажиров выбирала железнодорожный транспорт, то сейчас с увеличением скорости и развитием конкуренции, позволившей вдвое снизить цену на билет, в этом направлении едут уже более 60% пассажиров, оставляя свои автомобили дома.

Аналогичного эффекта можно добиться и на железнодорожных транспортных коридорах, повысив скорость перемещения и гибко регулируя цену в зависимости от условий. Перед РЖД сейчас стоит задача увеличить скорость так, чтобы поезда из Китая доходили до Вены за десять суток.

Именно для этого, чтобы улучшить логистику, РЖД приобрели французскую логистическую компанию GEFCO, пояснил Владимир Якунин.

Тем не менее в кризисных условиях становится гораздо сложнее получить средства на развитие от банков, которые для страховки сразу закладывают в кредиты повышенный процент. Более того, банки и инвесторы все больше переходят на финансовые спекуляции, а не на кредитование реального сектора экономики, считая такие проекты длительными и более рискованными.

Еще в 2009 году под влиянием кризиса несколько крупных европейских банков с государственным участием создали так называемый Клуб долгосрочных инвесторов. Их целью стало побуждение частных кредитных структур и инвесторов вкладывать средства в реальные проекты.

К сегодняшнему дню в этот клуб вошли китайские банки, а от России - Внешэкономбанк. Сформировано два крупных инвестфонда, которые ищут точки приложения государственных и частных средств. Как сообщил "Гудку" один из источников в банковском сообществе, сейчас со стороны России ведется работа по формированию нескольких инфраструктурных проектов, которые могут быть представлены для финансирования. Однако важно, чтобы само правительство страны определило свое отношение к инвестициям в инфраструктуру, поскольку раньше оно было довольно сдержанным.

Видя такое отношение, частные компании также не спешат с инвестициями. К примеру, все проекты ГЧП, которые сейчас реализуются, со стороны частных инвесторов представлены крупными компаниями с госучастием. И, как заметила во время конференции директор по инфраструктуре в России и Центральной Азии Европейского банка реконструкции и развития Екатерина Мирошник, под транспортные проекты трудно привлечь даже миллиард евро частных инвестиций.

А уж на три миллиарда нужно предпринимать поистине титанические усилия. Клуб долгосрочных инвестиций, со своей стороны, занимается в том числе и разработкой правил игры в банковской сфере. И там зреет убеждение, что нужно стимулировать банки к инвестициям в производство, в том числе и с помощью законодательных мер.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок29.04.13Средство от депрессии

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить