08.04.2013


Предварительный виртуальный прогон избавил бы производителя от неоправданных затрат

Как уже сообщалось, Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте приостановил действие сертификата соответствия на тележки грузовых вагонов модели 18-9836 Motion Control «до устранения выявленных несоответствий установленным техническим параметрам».

Тележки этой модели называют американскими. Они производятся по разработанной в США технологии и спроектированы для эксплуатации в значительно более мягких условиях, чем в России. Компания-разработчик - Amsted rail, изготовитель опытной партии - ЗАО "Промтрактор-Вагон".

Во время подконтрольной эксплуатации тележки дважды осматривала комиссия ведущих специалистов-вагонников. Оба раза документировался сверхнормативный износ колпаков скользунов. Также обнаружены изломы чаши подпятников.

При незначительном по сравнению с эксплуатацией километраже (на момент первого осмотра около 36 тыс. км) найденные дефекты вызвали в профессиональном сообществе серьезные споры. Встал вопрос, насколько вообще американские тележки допустимы в российских условиях. Специалисты из ПГУПСа отмечают, что функция колпаков скользунов - увеличение момента трения на повороте тележки под вагоном. И если этот элемент "сточится", будет нарушена плавность хода. Что не критично. Но при неполадках чаши подпятника тележку под вагоном может заклинить. И тогда возможен сход.

Как отметили на кафедре "Вагоны и вагонное хозяйство" МИИТа, Motion Control не соответствует российскому госстандарту. И даже сцеплять "американцев" и "русских" будет проблематично. "В теории это сделать можно, но на кривой они могут разойтись. Вероятность этого может повыситься, например, когда один вагон будет на возвышенности, а другой нет", - отметил профессор МИИТа Петр Анисимов. По его словам, не стоит механически перенимать технику государств, где климат не схож с российским. Так, подвижной состав США может быть совсем не подготовлен к резким перепадам температуры или к изношенной путевой инфраструктуре.

А действительный член РАН по специальности "механика" Ирина Горячева считает, что вся беда в том, что перед началом производства опытной партии не были сделаны соответствующие теоретические расчеты. "Нужно развивать имитационные модели. Сразу создавать опытную партию и бросать ее в эксплуатацию нерационально", - отметила академик. По словам Ирины Горячевой, если бы ученые, занятые внедрением американской тележки в России, прогнали бы ее по "виртуальному пути", они увидели бы все проблемные места. Скажем, если в тележке отсутствует амортизатор - математическая модель показала бы появление серьезных ударных нагрузок, как следствие - ранний усталостный износ, разрушения и изломы. Эксперт убеждена: разработка математических моделей значительно дешевле и быстрее натуриспытаний. Если оперировать ими, то разработчик избежал бы тех трат, которые понес при создании несовершенных тележек. А так, возможно, он лишь создал целую партию (70 вагонов) не совсем пригодной к эксплуатации в российских условиях техники.

Генеральный директор Amsted rail в России и СНГ, много лет работающий в нашей стране, Маркус Монтенекурт выступил в защиту американских технологий вагоностроения. По его словам, ломаются на магистралях ОАО "РЖД" именно литые детали тележек, произведенные непосредственно на российских предприятиях. "Тележка "Motion Control", напротив, может работать с гораздо более высокими нагрузками - 30, 32 и даже 40 тонн на ось в условиях Аляски и Заполярья, в Швеции и в Норвегии с межремонтным пробегом в 1-1,5 млн километров. Да и в России за 14 месяцев подконтрольной эксплуатации у 70 полувагонов на этих тележках в условиях Западно-Сибирской и Южно-Уральской дорог реальных проблем и отцепок в текущей ремонт не было ни одной", - сообщил "Гудку" Маркус Монтенекурт.

По его словам, эксперты Федерального агентства железнодорожного транспорта и Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, осматривавшие тележки Motion Control, высказывали претензии не к конструкции, а к качеству изготовления ее отдельных элементов (вкладышей и подпятников), а также монтажу скользунов при сборке тележек и вагонов. По его мнению, здесь прослеживаются недоработки со стороны изготовителя опытной партии - ЗАО "Промтрактор-Вагон". "Устранение указанных Регистром недоработок - задача производителя и тележки, и вагонов, а не разработчика. То есть в практическом плане Amsted rail нужно только подкорректировать документацию, а изготовителю вагонов - привести в соответствие с ней свой технологический процесс", - заключил Маркус Монтенекурт.

При этом он добавил, что корректировка конструкторской документации требуется не для ужесточения, а, наоборот, "ослабления" повышенных требований американских железных дорог к более широкому диапазону допусков в России. Ведь сегодня даже обнаруженный у тележек Motion Control повышенный износ (от нуля до 0,8 мм) повышенным является только по отношению к американским стандартам, но в то же время он в три-четыре раза меньше российских нормативов (3 мм).

Поинтересовались мы, разумеется, и мнением по этому вопросу руководства ЗАО "Промтрактор-Вагон". Но исполнительный директор Александр Тен сказал нам буквально следующее: "Если академики и профессора уже все сказали, зачем спрашивать что-то у меня? Прошу мне больше не звонить по этому поводу".

Можно и не звонить, конечно, только вот выиграет ли от этого дело производства новой тележки, большой вопрос.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок08.04.13Польза имитации

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить