15.10.2021


Проектирование и выкуп земель для Rail Baltica в Эстонии на много лет отстают от графика - данные аудита

Работы по проектированию трансбалтийской ж/д линии европейской колеи Rail Baltica и приобретение земель, необходимых для сооружения магистрали, в Эстонии на много лет отстают от первоначального графика, свидетельствуют данные аудита Госконтроля Эстонии.

Материалы аудита имеются в распоряжении агентства BNS.

В частности, задержка с покупкой земель по сравнению с первоначальным графиком увеличилась до пяти лет. Из общей площади предположительно необходимых земель по состоянию на второй квартал этого года было приобретено немногим более четверти (28%), а в уезде Харьюмаа, где земли более дорогие, всего 6%.

"Земельный департамент до сих пор приобретал, прежде всего, такие участки, на которых трасса преимущественно будет проложена через леса и поля, и где нет большого количества коммерческих или жилых земель", - сообщил Госконтроль, отметив, что в Харьюмаа ситуация другая.

"Определение недвижимого имущества, которые необходимо приобрести, занимает больше времени, чем планировалось изначально, кроме того, процесс его приобретения проходит достаточно медленно. У Земельного департамента, который является организатором процедуры приобретения недвижимого имущества, были случаи, когда выяснение его стоимости и переговоры с владельцем затягивались на более долгий срок, чем разрешено законом", - свидетельствуют данные аудита.

Кроме того, до конца не ясно, какое количество и каких именно земельных участков необходимо приобрести, так как составление связанных с планировкой документов задерживается.

Госконтроль отмечает, что задержка с реализацией различных компонентов проекта отодвигает срок окончания всего проекта. Тем не менее, несмотря на многочисленные признаки отставания проекта от графика, в планах министерства экономики и коммуникаций сохраняется прежний срок завершения строительства железной дороги - к 2026 году.

Между тем, в начале октября в интервью Эстонской национальной телерадиовещательной корпорации министр экономики и инфраструктуры Таави Аас все же признал, что весь проект не будет готов к 2026 году.

По мнению участников проекта, выходом из ситуации может стать ввод магистрали на территории Эстонии в несколько этапов.

"Поскольку эстонская часть бюджета Rail Baltica не распланирована по годам до конца проекта Rail Baltica, невозможно оценить, был ли превышен бюджет, или же нет. Тем не менее, в объемах работ в рамках бюджетов очевидны существенные изменения. В последний раз эстонская часть бюджета Rail Baltica была обновлена в 2018 году. Согласно прогнозу Rail Baltica Estonia Oy, по крайней мере в отношении сооружения построек, которые находятся в их сфере ответственности, очевидно подорожание по сравнению с бюджетом в рамках изначального соглашения о финансировании, а также с обновленным бюджетом, составленным позднее на основании предварительного проекта", - продолжил Госконтроль.

Бюджет увеличился по причине расширения перечня работ по проекту и общего роста цен. Например, добавились местные ж/д станции, которые увеличат стоимость приблизительно на 16 млн евро, а также расширение пассажирских терминалов в Пярну и Юлемисте, которые в свою очередь также увеличат стоимость предположительно на 49 млн евро. В то же время министерство экономики и коммуникаций в ходе аудита отметило, что если какой-либо вид работ в проекте превысит бюджет, получится выполнить другой вид работ по более низкой цене.

"Поскольку министерство экономики и коммуникаций не обновляет бюджет проекта Rail Baltica в ходе уточнения проектной информации, сложно предусмотреть, когда возникнет потребность в получении дополнительных средств из государственного бюджета", - пишет Госконтроль.

В интервью Эстонской национальной телерадиовещательной корпорации министр экономики и инфраструктуры сказал, что в эстонской части проекта дефицит бюджета может составлять 300-500 млн евро до 2030 года. "Госконтроль порекомендовал министру обновить бюджет Rail Baltica, касающийся той части железной дороги, которая будет проходить по территории Эстонии, до вероятного завершения строительства. Однако министр ответил, что новый уточненный прогноз стоимости планируется составить только до 2026 года, хотя очевидно, что к этому времени проект еще не будет завершен", - заключает Госконтроль в своем анализе.

После восстановления независимости Эстонии Rail Baltica является крупнейшим инфраструктурным проектом в стране как по стоимости, так и по масштабу. Общая запланированная протяженность железной дороги от Таллина до границы Литвы и Польши составит 870 км, из которых по территории Эстонии будет проходить 213 км. В Эстонии для строительства Rail Baltica необходимо выделить около 1 тыс. земельных участков, 863 из которых находится в частной или муниципальной собственности.

Реализация проекта Rail Baltica, согласно анализу эффективности затрат, составленному в 2017 году, будет стоить 5,79 млрд евро. По данным 2018 года, 1,58 млрд евро из этой суммы будет затрачено на строительство железной дороги в Эстонии.

В 2017 году три прибалтийских государства заключили соглашение, согласно которому взяли на себя обязательство построить железную дорогу Rail Baltica к 2025 году и обеспечить ее доступность для эксплуатации к 2026 году. В объеме до 85% проект финансирует Европейский союз, остальную часть Эстония, Латвия и Литва должны будут оплатить самостоятельно.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс15.10.2021

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить