31.05.2021


ФАС предлагает отделить четырехосный вагон от шестиосного, и универсальный контейнер от специализированного

Прейскурант № 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" будет изменен, этого требует ФАС. Она уже формирует окончательный вариант нормативного правового акта. У участников рынка реакция на тарифную инициативу разная. Вагон считают по осям

Сейчас ОАО "РЖД" рассчитывает стоимость транспортировки данных вагонов по показателям для четырехосных. Новая тарифная схема от Антимонопольной службы предполагает рост стоимости перевозки шестиосных вагонов при увеличении их загрузки. Кроме того, предусматривается также введение повышающего коэффициента 1,28 к тарифной схеме № 9 при использовании вагонов-хопперов.

Внесение изменений в прейскурант № 10-01 обусловлены появлением новых технологий перевозок грузов, объяснили РЖД-Партнеру в пресс-службе ФАС: "Новые тарифные схемы, с одной стороны, учитывают экономику ОАО "РЖД" на организацию перевозки таких вагонов, с другой стороны, позволят клиентам экономить за счет снижения удельной стоимости перевозки (в расчете на тонну груза) при увеличении загрузки".

Принципиальное сближение тарифов с реальной себестоимостью – правильная мера, объясняет Мария Никитина, независимый эксперт в области транспортной и железнодорожной транспортной логистики, кандидат экономических наук. Эксперт подчеркивает, эксплуатация шестиосных вагонов действительно приводит к большему износу верхнего строения пути, а значит к увеличению затрат на обслуживание железнодорожного полотна: "Но многие типы вагонов имеют разную нагрузку на износ рельс, но системного расчета зависимости тарифа для них нет. То есть, выдернули шестиричный вагон и сделали его "крайним". Думаю, это не вполне справедливо", - говорит она.

Более того, у данной инициативы могут быть и рьяные противники, предполагает М. Никитина: "Бизнес-план предприятия производителя (ОВК) и покупателей этих вагонов были ориентированы на текущие тарифные условия. Эти участники рынка будут нести значительные потери, только по тому, что норматив меняется здесь и теперь, без заблаговременного предупреждения. Которые должно иметь срок +\- приближенный к срокам реализации таких инвестиционных проектов (3-5 лет минимум)".

Евгений Семенов, директор союза "Объединение вагоностроителей" признается, к данной инициативе ФАС резко отрицательно: "Мы, как вагоностроители, относимся и считаем ее не просто опасной, но и деструктивной, не позволяющей развивать инновационное вагоностроение в России.

Ни для кого не секрет, что Правительством РФ утвержден ряд основополагающих документов, определяющих основные вектора развития транспортного комплекса страны, среди которых и Стратегия развития транспортного машиностроения на период до 2030 года, и Программа развития угольной промышленности на период до 2035 года и еще целый ряд документов, о которых вы знаете. Указанными документами поставлен ряд задач, нацеленных на обновление парка грузовых вагонов и повышение его эффективности, в том числе разработка тарифных схем для вагонов нового поколения, формирование предложений, направленных на повышение уровня тарифов для вагонов старых конструкций на тележках с осевой нагрузкой менее 25 тонн на ось и, наконец, важнейший этап – освоение производства многоосных и сочлененных грузовых вагонов. При этом, важно помнить, что одним из исполнителей и ответственных за реализацию задач является ФАС России", - говорит он.

"Тарифы на железнодорожные перевозки ни в одной стране мира не зависят только от расходов", - объясняет Александр Синев, президент Института развития транспортных систем: "Первоочередным фактором для их установления является платежеспособный спрос. Вероятно, ФАС России при принятии решений об увеличении стоимости перевозок соответствующих вагонов и грузов в данном случае руководствуется низкой эластичностью и благоприятной конъюнктурой. В этом случае в пояснительной записке к проекту приказа должны быть отражены цели

предлагаемых тарифных мер и прогнозируемые последствия. Но таких положений в обосновывающем документе нет. Поэтому как эта мера отразится на доходах ОАО "РЖД" с учетом возможного изменения объемов перевозок покажет лишь правоприменительная практика".

Универсальные и специализированные – это разные контейнеры

Тарифная инициатива ФАС России об исключении из Прейскуранта №10-01 дифференциации контейнеров на универсальные и специализированные является производной от поправок в Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов в контейнерах и порожних контейнеров.

"Это позволит перевозить стандартизированные контейнеры, имеющие длину, отличную от длины универсальных контейнеров, контейнерной отправкой. Прежде всего, изменения будут интересны транспортным компаниям и грузоотправителям, осуществляющим перевозки в контейнерах-цистернах типа swap body длиной 23-26 футов", - объясняет пресс-служба Антимонопольной службы.

Николай Севастьянов, директор по стратегии и развитию бизнеса ПАО "ТрансКонтейнер" считает, что предложение ФАС позволит привести в соответствие действующие нормативные акты и порядок расчета для контейнерных отправок, что позитивно повлияет на формирование цены для конечного потребителя.

Однако Евгений Семенов признается, в объединении вагоностроителей мнения по оценке данной тарифной инициативы разошлись. Мария Никитина, независимый эксперт в области транспортной и железнодорожной транспортной логистики тоже неоднозначно оценивает инициативу ФАС. С одной стороны, данная инициатива логичное продолжение доктрине всеобщей контейниризации: "Она должна привести к росту типов и конструкций новых контейнеров под различные грузы, с различными коэффициентами плотности. С другой стороны, если представить массовый приток негабаритных контейнеров на сеть, который сдерживался высокими тарифами, то это существенно повысит риск безопастности движения. Такие контейнеры часто выпускается на сеть под местные технические условия, проходят недостаточно испытаний, и являются более высокорискованными для безопасности движения".

Александр Синев, президент Института развития транспортных систем и вовсе заявляет, тарифы должны были измениться еще год назад: "Соответствующий приказ Минтранса России принят 18 декабря 2019 г., вступил в силу 7 апреля 2020 г., поэтому неясно чем вызвана задержка решения тарифного органа. Вероятно, дальнейшее промедление синхронизации тарифов и Правил было бы болезненным для рынка контейнерных перевозок. В условиях роста дефицита контейнеров в связи с дисбалансом контейнерных отправок в восточном и западном направлениях, скопления порожних контейнеров, ожидающих загрузки, в западных странах, в особенности в США, расширяются используемые типы контейнеров. По крайней мере, это справедливо для морских перевозок. Внесение изменений в Правила и Прейскурант позволяет упростить (сделать универсальной) тарификацию перевозок во всех типах контейнеров в диапазонах от 10 до 20, свыше 20 до 30, свыше 30 до 40 футов включительно. Перевозки в не соответствующих Правилам контейнерах будут тарифицироваться как повагонные и мелкие отправки. То есть такие "де-факто" контейнеры, "де-юре" ими считаться не будут. Но тарификация лишь должна отражать Правила перевозок".

В пресс-службе ОАО "РЖД" на запрос РЖД-Партнера не ответили.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер31.05.2021

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить