30.03.2020


Интерфакс, 30.03.2020

ОБОБЩЕНИЕ: Globaltrans - "самоизоляция" без симптомов потери управляемости

Руководство Globaltrans в ходе публикации отчетности по МСФО за 2019 год представило данные о "самочувствии" компании в начале 2020 г. С учетом усиливающейся изоляции населения РФ слово "самочувствие", возможно, стоило бы писать без кавычек. Стоило бы, если бы не экономическая ситуация, которую усугубляет COVID-19. Впрочем, пока отрасль, по словам топ-менеджмента компании, проходит период "самоизоляции" без симптомов потери управляемости.

Между тем, что будет дальше, в Globaltrans четко прогнозировать затрудняются, хотя и указывают, что группа может противостоять вызовам за счет пополнившейся долгосрочной грузовой базы и быстрой переориентации универсального парка вагонов на другие грузы. К тому же, на фоне девальвации может пойти "в рост" экспортное направление, добавляют в холдинге. Выплаты дивидендов сохранятся, полагают в группе. Тем более что компания продолжит работать с затратами, подстраховываясь по ряду расходных составляющих (например, колесам), а ее CAPEX остается ограниченным.

ГОД МАЛЫХ ХЛОПОТ

В целом отчетность Globaltrans за 2019 г. оказалась привычно позитивной. Да, динамика ключевых показателей была немного скромнее, чем годом ранее. Но это объяснимо: на рынке замедлился рост (погрузка на сети вместо ожидавшегося РЖД роста в 1,5% сократилась на 0,9%), наметилось падение ставок, продолжилось ценовое давление по компонентам подвижного состава, в первую очередь - по вагонным колесам, выросли налоги.

В целом динамика операционных результатов Globaltrans была выше рыночной. Группа нарастила погрузку в собственном парке на 3,5%, с учетом привлеченного - на 4%. Росли перевозки как в сегменте навалочных грузов (+3%), так и нефтеналива (+6%).

На фоне изменений в грузопотоках клиентов среднее расстояние груженых отправок, правда, сократилось на 3%, и на столько же снизилось среднее их количество на вагон (в том числе из-за сокращения средней скорости движения на ж/д сети в условиях масштабной модернизации инфраструктуры). Тем не менее, динамика грузооборота осталась положительной: в целом он увеличился на 2%, в собственных вагонах - на 0,6%.

При этом средняя стоимость груженой отправки продолжила расти, увеличившись на 9%. Она, как отмечает компания, осталась стабильной и во II полугодии, "несмотря на негативные факторы в сегменте полувагонов": уровень поддерживала благоприятная ценовая конъюнктура в сегменте цистерн. Увеличилась доля группы на рынке (с 7,4% до 7,8%).

На этом фоне выручка выросла на 9%, до 95 млрд руб., скорректированная (без учета услуг соисполнителей) - на 13%, до 68,8 млрд руб. Общие операционные денежные затраты увеличились на 5% из-за "инфляционного роста затрат" и "роста затрат на порожний пробег". Операционная прибыль выросла на 19%, до 32,1 млрд руб., скорректированная EBITDA - на 20%, до 39,6 млрд руб. (рентабельность по ней - с 54% до 57%). Чистая прибыль за год повысилась на 16%, до 22,7 млрд руб., оказавшись выше консенсус-прогноза опрошенных "Интерфаксом" аналитиков.

ДИВИДЕНДЫ: ОБЕЩАННОМУ ВЕРИТЬ

Свободный денежный поток Globaltrans в 2019 г. вырос на 4%, до 12,8 млрд руб. При этом долговая нагрузка оставалась низкой: соотношение чистого долга и скорректированной EBITDA составило 0,6 против 0,56 годом ранее. Все это позволило группе выполнить обещания по дивидендам.

Компания придерживается утвержденной в 2017 г. дивидендной политики. Холдинг готов выплачивать не менее 50% от свободного денежного потока, приходящегося на акционеров компании, при соотношении "чистый долг / EBITDA" меньше 1, не менее 30% - при леверидже от 1 до 2 и от 0% до 30% - при леверидже более 2. Специальные дивиденды выплачиваются "для поддержания структуры капитала".

В итоге совет директоров рекомендовал выплатить акционерам уже традиционные - выплачиваемые раз в полгода - дивиденды по итогам всего 2019 г. ("финальные" и "специальные финальные") в общем объеме 8,3 млрд руб. или 46,55 руб. на акцию. Общие выплаты за год (с учетом промежуточных), как и запланировано, будут несколько выше, чем в 2018 г., и составят 16,6 млрд руб. или 93,1 руб. на акцию. Это соответствует 152% от распределяемого свободного денежного потока за 2019 г. "Финальные" дивиденды будут утверждаться на годовом собрании акционеров 30 апреля.

Более того, подтверждена и ранее озвученная цель по промежуточным дивидендам за I полугодие 2020 г. - также в размере около 8,3 млрд руб. Их выплата ожидается в сентябре 2020 г. Четких прогнозов по дивидендам за весь 2020 г. руководство группы пока не дает, хотя и подчеркивает, что нацелено продолжать выплаты. Вне зависимости от решений по налогообложению акционеров-нерезидентов, усилить которое ранее призвал президент РФ Владимир Путин.

"Сам по себе факт изменения налоговой нагрузки не является причиной для того, чтобы платить или не платить дивиденды. Необходимо поддерживать нормальную структуру капитала", - заявил финансовый директор группы Александр Шенец в ходе телефонной конференции в понедельник. "Платить дивиденды инвесторам - одна из задач компании", - отметил он. "Если увеличат налог, - значит увеличат. Значит, будем (в таком размере его - ИФ) платить. Ничего страшного в этом не видим", - добавил топ-менеджер. В этом случае, по его словам, дивидендная политика не изменится.

Давать развернутые комментарии о возможном развитии ситуации Шенец счел преждевременным до законодательного оформления директив. "В настоящее время наши российские "дочки" (операционные структуры - ИФ) платят при дивидендах кипрской холдинговой компании 5% - в соответствии с текущим законодательством", - сообщил представитель компании. Глава государства ранее предложил поднять налог до 15%, подчеркнув, что Россия готова разрывать соглашения об избежании двойного налогообложения со странами, которые будут не согласны на их пересмотр.

ВИРУС ДЕЛУ НЕ ПОМЕХА

Также руководство Globaltrans уделило значительное внимание началу 2020 г. В условиях текущей экономической нестабильности и распространения коронавируса в первые месяцы года группа наблюдает разнонаправленную динамику. Ж/д грузооборот в январе-феврале сократился на 3%, главным образом за счет перевозок угля и нефтепродуктов на фоне аномально теплых погодных условий и низкого спроса на экспортных рынках. Тем не менее, ценовые условия в сегменте цистерн в целом остаются благоприятными, отмечает группа.

Текущий удаленный формат работы из-за COVID-19 на деятельности группы существенно не отражается, отметил генеральный директор Globaltrans Валерий Шпаков. "Мы оцениваем ситуацию для бизнеса (компании - ИФ) как устойчивую - даже в связи с тем, что удаленно управляем бизнесом. Я считаю, что вопрос под контролем, и каких-то серьезных осложнений по "удаленке" мы не испытываем", - сказал он. "Если говорить о ситуации (на транспортном рынке - ИФ) в целом, (она - ИФ) здоровая. Я имею в виду, что никаких у инцидентов, связанных с болезнью, пока не происходит", - добавил топ-менеджер.

Вместе с тем, по словам главы Globaltrans, "очень сложно сказать, что будет дальше", "сложно оценить, как это скажется в целом на мировой экономике или на экономике России": "На каком этапе развития эпидемии сейчас все находится, непонятно", - пояснил он. При этом в отчетности группа отметила более серьезное влияние вспышки коронавируса на мировую торговлю, чем ожидалось ранее. В своем сообщении компания допустила, что на рынке железнодорожных перевозок может наблюдаться снижение спроса из-за последствий эпидемии COVID-19. Кроме того, компания ожидает рост ценового давления в сегменте полувагонов во II квартале.

В то же время, по мнению группы, недавняя девальвация рубля окажет оказать стимулирующее воздействие на экспорт: возобновляются поставки в Китай угля и железорудного сырья. А расширение пропускной способности железных дорог в восточном направлении (хотя сейчас она и ограничивается из-за модернизации инфраструктуры) будут способствовать росту экспорта на азиатские рынки. Кроме того, спрос на железнодорожные перевозки в 2020 г. и в будущем должны поддержать масштабные национальные инфраструктурные проекты, добавляет группа.

Оценивая свои текущие рыночные позиции и операционную модель, Globaltrans выражает уверенность, что они позволят компании преодолеть текущую волатильность рынка. В ходе телефонной конференции, отвечая на вопрос о том, собирается ли компания оставаться по динамике перевозок выше рынка, Шпаков заявил: "Мы эту историю будем, конечно, стремиться реализовывать в жизнь. В принципе, мы всегда были в таком формате своей производственной деятельности". Грузооборот холдинга, по его данным, в январе-феврале незначительно вырос на фоне общего снижения рынка.

ДОЛГОСРОЧНАЯ ОСНОВА БИЗНЕСА

Еще один фактор, дающий группе оптимизм, - "прочная клиентская база и крупные сервисные контракты". По итогам 2019 г. доля последних в чистой выручке группы от оперирования подвижным составом выросла до 66%. В прошлом году Globaltrans заключил новый 3-летний контракт (до конца июня 2022 г.) с "Газпром нефтью", на долю которой приходится 5% чистой выручки группы от оперирования.

Кроме того, контракт с "Магнитогорским металлургическим комбинатом", по которому Globaltrans продолжит осуществлять перевозку не менее 70% железнодорожных грузов компании, продлен до конца сентября 2022 г. По договору с "Металлоинвестом" ж/д группа будет перевозить такую же долю продукции до конца 2020 г. Объемы по контракту с "Трубной металлургической компанией" (ТМК) выросли минимум до 75%. Чистая выручка от новых 5-летних договоров с ТМК и ЧТПЗ в 2018 г. выросла на 60% по сравнению с 2018 г.

В ходе телефонной конференции в понедельник Шпаков отметил, что Globaltrans пока не видит снижения оговоренных заявок от клиентов в рамках долгосрочных заявок на фоне ситуации в экономике и дополнительного давления на нее от распространения коронавирусной инфекции. "Те планы, которые они формировали и по I кварталу, и сейчас на II квартал, мы, в принципе, видим, и работа у нас такая же продолжается, какая была и до коронавируса", - заявил генеральный директор компании.

При этом группа старается нивелировать влияние негативных факторов, из-за которых меняется логистика клиентов. Так, в 2019 г., по словам Шпакова, на фоне ограничительных мер со стороны США и Евросоюза компания заместила выбывшие объемы металлургических грузов (-3%) высокомаржинальными перевозками углей. В итоге Globaltrans сохранил долю в сегменте полувагонов на уровне 22%. Этот тренд будет сохраняться и в I полугодии 2020 г., уверен топ-менеджер. В этой связи, по его словам, компания будет стремиться расширять и спектр перевозимых в полувагонах грузов.

Вместе с тем капитальные затраты группы в 2020 г. будут ограниченными. С учетом технического обслуживания парка, они, как ожидается, снизятся примерно на 40% - примерно до 9 млрд руб. При этом инвестиции в расширение парка "носят необязательный характер".

В 2020 г. группа намерена приобрести менее 1 тыс. единиц подвижного состава, в первую очередь специализированных контейнеров и платформ. M&A в 2020 г. не предусмотрены, заявил Шпаков. Затраты на обслуживание парка будут зависеть от динамики стоимости колесных пар, но в 2020 г. цены будут снижаться. Тем более, по словам топ-менеджеров, компания имеет запас этих компонентов, позволивший не останавливать парк в ремонте на длительное время. Все это так же будет поддерживать free cash flow, формируя базу для дивидендов.

Globaltrans специализируется на железнодорожных перевозках металлургических грузов, нефтепродуктов, строительных грузов и угля. По состоянию на конец 2019 г. в парке группы было более 70,7 тыс. единиц подвижного состава (в основном - полувагоны и цистерны, а также танк-контейнеры). Основателям компании - Никите Мишину и Андрею Филатову - принадлежит по 11,5% акций, Константину Николаеву - 10,8%. У члена совета директоров Александра Елисеева - 5,1%, у директора по стратегии и нынешнего главы совета Сергея Мальцева - 4%. Free float - 56,9%.

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить