30.01.2019


Маневр выведет в трубу

С 1 января 2019 года в России начался завершающий этап так называемого налогового маневра в нефтяной отрасли. Этот комплекс мер преследует две основные цели – достичь более выгодного экспорта нефти и нефтепродуктов, а также роста цен на черное золото для переработки на внутреннем рынке. По прогнозам Правительства РФ, к 2024 году налоговый маневр позволит получить порядка 1,3–1,6 трлн руб. дополнительных доходов. При этом эксперты отмечают, что маневр приведет к сокращению доли темных нефтепродуктов и росту светлых в структуре экспорта, а это может спровоцировать отток нефтехимических грузов с железной дороги на трубопроводный транспорт.

Решение правительства осветлит экспорт нефтепродуктов. Завершение налогового маневра рассчитано на шесть лет – до 2024 года. В этот период произойдет поэтапное снижение до полной отмены пошлин на экспорт нефти и горюче-смазочных материалов (ГСМ). В настоящее время экспортная пошлина сырой нефти составляет 30% от ее итоговой стоимости. Одновременно с этим с 2019 по 2021 год на аналогичный процент будет повышаться налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). В то же время для предприятий, производящих и продающих ГСМ, предусмотрено введение так называемого обратного акциза (налоговый вычет для нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), модернизировавших производство и производящих больше продуктов высокой переработки. – Ред.) на топливо: чем выше доля продуктов более глубокой и качественной переработки (светлые нефтепродукты), тем выше обратный акциз, на который смогут рассчитывать производители. Такие мероприятия сделают экспорт продуктов глубокой переработки более выгодным, нежели вывоз за рубеж сырья и продуктов вторичной переработки (темных нефтепродуктов).

Первый этап налогового маневра прошел в 2015–2017 годах. Как рассказал "Гудку" начальник Департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО "РЖД" Антон Рышков, тогда маневр оказал положительное влияние на модернизацию отечественных НПЗ, привел к увеличению глубины переработки нефти и росту доли производства светлых нефтепродуктов, в том числе за счет введения в эксплуатацию более мощных установок первичной переработки нефти, а также установок вторичной переработки, в частности гидрокрекинга (высокотемпературная переработка нефтяных фракций, мазута и других нефтехимических продуктов для получения, к примеру, бензина или смазочных масел. – Ред.).

"Однако изменение структуры нефтепереработки за счет роста выпуска светлых нефтепродуктов и сокращения производства темных негативно повлияло на перевозки нефтеналивных грузов по сети железных дорог ОАО "РЖД". Это объясняется как сокращением потенциальной грузовой базы в сегменте железнодорожных перевозок темных нефтепродуктов, так и усилением конкуренции со стороны трубопроводного транспорта и возрастающим "уходом в трубу" нефтяных грузов в сегменте транспортировки сырой нефти и светлых нефтепродуктов", – подчеркнул Антон Рышков.

Нефтяные компании в целях компенсации повышения НДПИ, акцизов, а также выпадающих доходов от экспорта темных нефтепродуктов переориентировались на более прибыльный экспорт сырой нефти, которая транспортируется главным образом через развивающуюся систему трубопроводов. Кроме того, сокращение производства мазута, связанное с повышением вывозных таможенных пошлин, отрицательно сказалось на динамике его погрузки железнодорожным транспортом как во внутреннем, так и в экспортном сообщении. При этом потери в производстве и погрузке мазута несопоставимы с приростом производства светлых нефтепродуктов, который происходит в гораздо меньших объемах. В то же время влияние такого фактора, как развитие системы нефтепродуктопроводов для транспортировки светлых нефтепродуктов, нивелирует потенциальное положительное влияние увеличения производства светлых нефтепродуктов на объемы их погрузки железнодорожным транспортом.

"В целом можно сделать вывод о том, что изменение структуры производства, объемов и глубины переработки нефти, ставшее следствием налогового маневра в нефтяной отрасли, отрицательно отразилось на объемах и структуре погрузки нефтяных грузов по сети ОАО "РЖД". Так, погрузка мазута в прошлом году уменьшилась по сравнению с 2014 годом на 21,2%, дизельного топлива – на 22,9%, бензина – на 11,6%. Завершение налогового маневра в 2019–2024 годах, направленное на продолжение модернизации нефтяной отрасли, представляет собой углубление его параметров: повышение НДПИ, постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть и индексацию акцизов. В условиях обнуления экспортной пошлины на нефть и сохранения низких ставок вывозных таможенных пошлин на светлые нефтепродукты усиливается риск дальнейшего сокращения грузовой базы железнодорожных перевозок нефтяных грузов за счет наращивания нефтяными компаниями транспортировки, в том числе на экспорт, сырой нефти и светлых нефтепродуктов через динамично развивающуюся сеть нефтепроводов и продуктопроводов", – констатировал Антон Рышков.

Главный эксперт-аналитик отдела грузоперевозок Института проблем естественных монополий Дмитрий Нарежный напомнил, что размер обратного акциза зависит в том числе от структуры выхода нефтепродуктов на НПЗ – чем ниже доля темных нефтепродуктов (мазута) и выше доля светлых (бензин, ДТ, керосин, нафта), тем выше обратный акциз, который получают НПЗ из бюджета.

"Следовательно, за счет проведения налогового маневра сократится выпуск мазута и возрастет экспорт светлых нефтепродуктов, а, учитывая, что по всем основным производным нефти российская промышленность покрывает потребности внутреннего рынка, изменения в структуре выпуска неизбежно скажутся на структуре экспорта. Мазут, в основном, перевозится по железной дороге, и сокращение его производства в результате завершения налогового маневра неизбежно приведет к дальнейшему сокращению его погрузки", – отметил эксперт.

В то же время увеличение производства светлых нефтепродуктов не приведет к существенному росту их перевозок по железной дороге, так как рост производства будет преимущественно ориентирован на внешний рынок, а возрастающие объемы экспорта будут в большой степени обеспечены развивающимся трубопроводным транспортом. Например, в прошлом году был введен в эксплуатацию нефтепродуктопровод от Волгоградского НПЗ до Новороссийска (в рамках проекта "Юг", направленного на создание трубопроводной системы для экспорта российских светлых нефтепродуктов с Черноморского побережья – Ред.).

"Выход этого трубопровода на полную загрузку приведет к сокращению перевозок нефтепродуктов железнодорожным транспортом в размере около 6 млн тонн. В будущем ожидается расширение мощности этого нефтепродуктопровода до 11 млн тонн (для сравнения: ОАО "РЖД" в 2018 году обеспечило экспорт нефти и нефтепродуктов в размере 98 млн тонн). Таким образом, совокупный итог налогового маневра для железнодорожной отрасли ожидается негативный", – резюмировал Дмитрий Нарежный.

Ключевую роль в изменении баланса перевозок темных и светлых нефтепродуктов играет поступательное развитие в последние годы сети магистральных нефтепродуктопроводов при фактическом отсутствии у железнодорожного транспорта возможности конкурировать за груз по цене ввиду регуляторных ограничений.

"Как уже было сказано, прирастающие объемы производства светлых нефтепродуктов также будут преимущественно транспортировать по трубе. Стоит также отметить, что в прошлом году на рынке предоставления цистерн отмечен рост ставок аренды до 850 руб. за вагон в сутки, обусловленный существенными объемами выбытия парка на протяжении последних лет при минимальных поставках на сеть новых вагонов, а также влиянием тенденций на прочих рынках вагонов. В краткосрочной перспективе ожидается списание порядка 10% парка нефтебензиновых цистерн (из них 3,5 тыс. единиц – в 2019 году). При этом сокращение потребного парка цистерн с этого года оценивается в 7 тыс. вагонов. Таким образом, ситуация на рынке железнодорожных перевозок нефти и нефтепродуктов будет способствовать сохранению низкого уровня ставок", – подчеркнул Дмитрий Нарежный.

В свою очередь, заместитель директора по аналитическим исследованиям ПАО "НПК "Объединенная вагонная компания" Лейсана Коробейникова считает, что, хотя налоговый маневр и призван облегчить экспорт нефти и нефтепродуктов, на железнодорожные перевозки его введение окажет слабое влияние, так как динамика погрузки нефтяных грузов в большей степени находится под влиянием растущей конкуренции со стороны трубопроводного транспорта.

"Поэтому об увеличении спроса на нефтебензиновые цистерны и их нехватке говорить не приходится", – уверена Лейсана Коробейникова.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок30.01.2019

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить