12.03.2010


II-я Экологическая и социальная проверка (ЭСП) "Глобалтранса"

Данный текст является переводом английской версии, размещенной на сайте "Международной финансовой корпорации (IFC): www.ifc.org

Краткий обзор проверки, проводимой Международной финансовой корпорацией (IFC):

Международная финансовая корпорация (IFC) в настоящий момент осуществляет инвестирование в дочернюю компанию "Глобалтранс Инвестмент ПЛС ("Глобалтранс"). Экологическая и социальная проверка (ЭСП) первых инвестиций была проведена на основе политики и регламентов Группы Всемирного Банка в 2004 году. Как показала проверка, данные инвестиции находятся под регулярным надзором, и их экологические и социальные (ЭС) показатели в целом соответствовали требованиям соглашений. Для оценки планируемых новых инвестиций на основе новых стандартов Международной финансовой корпорации специалисты IFC по вопросам экологии ознакомились с экологической и социальной информацией, предоставленной компанией, и основными положениями российского законодательства в области железнодорожных перевозок, которые применимы к сфере деятельности "Глобалтранса", а также провели интервью со специалистами "Глобалтранса" в январе 2010 года с целью обновления информации.

В ходе оценки Проекта были изучены следующие документы:

- проспект эмиссии (в отношении размещения дополнительных глобальных депозитарных расписок);

- презентация Глобалтранса;

- Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" №17-ФЗ от 10 января 2003 г., с изменениями и дополнениями ("ФЗ о железнодорожном транспорте");

- Федеральный закон "О предоставлении экспедиторских услуг" №87-ФЗ от 30 июня 2003 г., с изменениями и дополнениями ("ФЗ об экспедиторских услугах").

Описание Проекта:

"Глобалтранс" является крупнейшим частным оператором, осуществляющим деятельность в сфере железнодорожных перевозок в России, по численности собственного подвижного состава уступающим только государственной компании ОАО "РЖД" и ее аффилированным структурам. Основными видами деятельности "Глобалтранса" являются: (i) перевозка грузов, (ii) сдача в аренду подвижного состава и (iii) иные услуги, предоставляемые на территории России, СНГ и стран Балтии. Проект предусматривает приобретение полувагонов ("Проект") 100%-ными дочерними компаниями "Глобалтранса": ООО "Севтехнотранс" и/или ОАО "Новая перевозочная компания".

Применимые стандарты, обязательные для соблюдения:

В то время как к данному инвестированию применимы все Стандарты IFC, экологическая и социальная комплексная проверка показывает, что инвестирование будет иметь последствия, регулируемые в порядке, предусмотренном следующими Стандартами:

С1: Системы оценки и управления в социальной и экологической сфере – стандарт, касающийся управления экологическими аспектами, вопросами охраны труда и техники безопасности "Глобалтранса" в целом.

С2: Условия труда – стандарт, касающийся справедливых, безопасных и не несущих вреда здоровью условий труда.

С3: Предотвращение и снижение загрязнения – стандарт, касающийся управления опасными материалами при перевозке, а также управления выбросами в атмосферу и сбросом сточных вод в депо в Иваново.

Следующие Стандарты были предварительно рассмотрены, но признаны не относящимися к Проекту:

С5: Выкуп земель и принудительное переселение – поскольку Проект не потребует выкупа земель.

С4: Охрана здоровья, безопасность местного населения; С6: Сохранение биологического разнообразия; С7: Коренные народы. – Проект предусматривает приобретение полувагонов, которые не предназначены для перевозки опасных материалов. Деятельность "Глобалтранса" в целом косвенно сопряжена с риском негативного воздействия на местное население, экосистемы и основанные на природных ресурсах средства к существованию коренных народов, которое может возникнуть в результате разливов при авариях. Однако по российскому законодательству ответственность за такие аварии или крушения возлагается на владельца/перевозчика грузов, транспортировка которых осуществляется, и/или ОАО "РЖД" в качестве оператора железнодорожной инфраструктуры.

С8: Культурное наследие. – Проект, по прогнозам, не окажет никакого влияния на культурное наследие.

Классификация Проекта исходя из его экологических и социальных последствий:

Данный Проект является проектом Категории "В" согласно Процедуре экологической и социальной проверки, поскольку его потенциальные негативные социальные и экологические последствия ограничены и могут быть смягчены, как описано далее.

Описание ключевых экологических и социальных вопросов и смягчения их последствий:

С1: Системы оценки и управления в социальной и экологической сфере:

Проект не требует проведения оценки экологических и социальных последствий, поскольку он предусматривает только приобретение новых полувагонов, которые не предназначены для перевозки грузов, опасных для окружающей среды. Увеличение парка подвижного состава не потребует строительства или приобретения новых депо/станций технического обслуживания. Компания по-прежнему будет пользоваться услугами третьих лиц.

Однако в прошлом "Глобалтранс" расширял свою деятельность за счет приобретений, и в будущем эта политика может быть продолжена. Реализация стратегии приобретения сопряжена с определенными рисками, в том числе с риском того, что надлежащая комплексная экологическая проверка деятельности объекта приобретения не будет проведена, и не будут выявлены обязательства по законодательству об охране окружающей среды в объеме, превышающем ожидаемый, или обязательства, о которых не было ранее сообщено. Для минимизации указанных рисков в будущем компания внедрит порядок, обеспечивающий проведение предварительной проверки потенциальных возможностей и планируемых проектов с точки зрения их экологических аспектов, аспектов охраны здоровья и безопасности.

Экологические вопросы и вопросы безопасности, связанные с железнодорожной транспортировкой опасных грузов, подробно регламентированы российским законодательством:

Экологическая сертификация подвижного состава. ФЗ о железнодорожном транспорте содержит требование об обязательной сертификации или декларировании соответствия подвижного состава, который должен соответствовать требованиям по безопасности, включая требования по охране здоровья и труда, пожарной безопасности и правила охраны окружающей среды. Правила сертификации железнодорожного транспорта определяют виды подвижного состава, которые подлежат сертификации. В течение срока действия сертификата подвижной состав должен проверяться не реже одного раза в год, чтобы обеспечить соответствие сертифицированного подвижного состава требованиям применимого законодательства. Результаты проводимых проверок документируются в официальном акте проверки. В случае выявления нарушения правил сертификации или требований законодательства действие сертификата приостанавливается до устранения проблемы владельцем сертификата. Если проблема не устранена своевременно, сертификат может быть отозван.

Железнодорожные цистерны и вагоны-цистерны должны соответствовать местным стандартам для нефтепродуктов – сталь должна иметь определенную толщину и иметь маслобензостойкое покрытие. Кроме того, цистерны оборудуются дополнительными предохранительными впускными клапанами, автоматическими ограничителями хода муфты и надежными полимерными амортизаторами, установленными на раме, нежесткой сцепкой (для предотвращения расцепления при аварии) и торцевыми щитами, а также необходимыми уплотнителями верхнего люка и предохранителями донного клапана. На все железнодорожные цистерны наносится маркировка с указанием опасных свойств перевозимых грузов (российский индекс опасности и класс опасности ООН), обеспечивающая надлежащие действия персонала на транспорте или аварийных служб в случае аварии.

Кроме того, российские нормативно-правовые акты требуют, чтобы цистерны проходили регулярное постоянное техническое обслуживание и ремонт, при котором вагон подвергается разборке, и изношенные компоненты заменяются или приводятся в соответствие со стандартом.

Ремонт и техническое обслуживание подвижного состава. Проводимые "Глобалтрансом" работы по техническому обслуживанию и ремонту делятся на две основные категории: (i) плановый ремонт, который осуществляется в соответствии со стандартами и нормами, устанавливаемыми ОАО "РЖД" и Министерством транспорта Российской Федерации; и (ii) внеплановый ремонт, осуществляемый в зависимости от состояния вагонов, которые постоянно проверяются при загрузке и разгрузке или на сортировочных станциях.

На данный момент "Глобалтранс" имеет договоры на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту с более чем 170 депо по ремонту подвижного состава, которые представляют собой предприятия, производящие плановое техническое обслуживание и аварийный и капитальный ремонт, а также мастерскими по ремонту подвижного состава, которые представляют собой более мелкие предприятия, проводящие текущие проверки и мелкий ремонт. В основном "Глобалтранс" использует ремонтные базы, принадлежащие ОАО "РЖД", в то же время у компании более 20 договоров с частными депо. Экологические разрешения и сертификаты депо, выдаваемые местными регулирующими органами, являются обязательным компонентом договорной документации.

Определяющим фактором выбора ремонтного предприятия является наличие у него баз на маршрутах, где работает компания. Однако, при наличии возможности, предпочтение отдается модернизированным частным депо, имеющим более высокий уровень технической оснащенности и включающим в себя более совершенные системы утилизации сточных вод (в т.ч. бессточные системы), а также модернизированные покрасочные мастерские.

Транспортировка экологически опасных грузов. "Глобалтранс" осуществляет транспортировку сырой нефти, тяжелых и легких нефтепродуктов, которые классифицируются российскими государственными органами как опасные грузы. В число грузов, считающихся опасными прежде всего за счет своей воспламеняемости, входят сырая нефть, мазут, дизельное топливо, бензин и другие продукты нефтепереработки. Транспортировка таких воспламеняющихся жидкостей сопряжена с рисками в ходе погрузо-разгрузочных работ. Наибольшую опасность представляют перелив и разлив. Опасный характер грузов также обусловлен риском аварий в ходе транспортировки.

Несмотря на то, что некоторые частные операторы подвижного состава, включая дочерние компании "Глобалтранса" – "Новую перевозочную компанию" и "БалтТрансСервис", – получили лицензии железнодорожных перевозчиков, деятельность перевозчиков они пока не осуществляют, так как тарифное регулирование и порядок эксплуатации локомотивов частными операторами пока не изменены, и доступ к железнодорожной инфраструктуре не упрощен. В целом "Глобалтранс" не отвечает за убытки и обязательства, связанные с перевозками грузов. По российскому законодательству ответственность за такие аварии или крушения, скорее всего, возлагается на владельца/перевозчика грузов, транспортировка которых осуществляется, и/или ОАО "РЖД" в качестве оператора железнодорожной инфраструктуры.

Если действующий режим ответственности за причиненный окружающей среде ущерб изменится, и если операторы вагонов и локомотивов будут иметь равный статус с ОАО "РЖД", у "Глобалтранса" может возникнуть риск потенциальных обязательств по законодательству об охране окружающей среды. В этом случае "Глобалтранс" разработает и внедрит необходимые системы управления вопросами охраны окружающей среды, охраны здоровья и безопасности, в том числе программы управления и планы перевозок опасных грузов. Однако в ближайшей перспективе изменение режима ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, скорее всего, не произойдет.

С2: Условия труда:

Численность штата "Глобалтранса" составляет 835 человек.

Россия полностью поддерживает установленные Международной организацией труда (МОТ) основные стандарты охраны труда, которые отражены в национальном трудовом законодательстве. Помимо требований национального законодательства, условия найма и увольнения, условия работы, заработная плата и социальные льготы работников "Глобалтранса" регламентированы во внутренних нормативных документах и политике, касающихся трудовых вопросов. Установленная в "Глобалтрансе" система льгот для работников выходит за рамки предусмотренной в законодательстве.

Несмотря на то, что кадровая политика признает свободу объединений, работники компаний, входящих в "Глобалтранс", не организованы в какие-либо отраслевые профсоюзы. Порядок рассмотрения жалоб для работников включает в себя политику "открытых дверей" отдела кадров и руководителей, ящики для предложений или "горячую линию", организованную на базе внутрикорпоративной сети, где работники могут задавать вопросы, связанные с работой, или высказываться по вопросам, вызывающим у них беспокойство.

Работники "Глобалтранса", за исключением работников депо в Иваново, принадлежащего компании "БалтТрансСервис", недавно вошедшей в состав "Глобалтранса", являются служащими и не работают в тяжелых условиях. Однако каждая компания имеет специального инженера по охране труда на производстве и технике безопасности, который отвечает за обеспечение безопасных и не наносящих вреда здоровью условий труда, обучение работников и регулярную диспансеризацию.

По данным компании, "Глобалтранс" не имел никаких несчастных случаев на производстве в течение последних трех лет.

С3: Предотвращение и снижение загрязнения:

Несмотря на то, что железнодорожные вагоны или локомотивы, эксплуатирующиеся дочерними компаниями "Глобалтранса", могут иногда перевозить экологически опасные материалы, ответственность за любой разлив или утечку таких материалов несет ОАО "РЖД", поскольку оно является единственной организацией, которая признается железнодорожным перевозчиком в России и несет риск возникновения обязательств по охране окружающей среды.

Из-за ограниченной ответственности в качестве экспедитора грузов и оператора "Глобалтранс" в части планирования и реагирования в случае аварий в настоящее время зависит от государственных органов. В указанном качестве государственные органы осуществляют планирование на случай чрезвычайных ситуаций и координацию действий в чрезвычайных ситуациях, оборудования для реагирования в чрезвычайных ситуациях, а также проводят необходимое обучение его работников. В случае аварии персонал "Глобалтранса" или местные представители ОАО "РЖД" на местах немедленно уведомляют ответственных по чрезвычайным ситуациям в Минтрансе России, которые, в свою очередь, информирует население соответствующего населенного пункта в координации с Министерством по чрезвычайным ситуациям (МЧС). В то же время команды Минтранса и МЧС по оценке ущерба и реагированию оперативно мобилизуют и принимают меры по устранению возникшего ущерба и рисков буквально в течение нескольких часов. Процедуры Минтранса также предусматривают обширные протоколы расследования происшествия, устанавливающие причину аварии, налагают штрафные санкции, если это применимо, и определяют шаги, необходимые для предотвращения повторения аварии.

По состоянию на сегодняшний день в истории "Глобалтранса" не было каких-либо значительных крушений или аварий. Кроме того, не имели места никакие утечки или разливы, связанные с неисправностью компонентов цистерн, на маршруте.

В настоящее время "Глобалтранс" непосредственно подвергается только экологическим и социальным рискам, связанным с ремонтным депо в Иваново. Однако эти риски ограничены, так как депо не имеет станции по промывке цистерн и покрасочных мастерских. Водоснабжение и теплоснабжение обеспечивается ОАО "РЖД". Обеззараженные сточные воды сбрасываются в канализационную систему, которая эксплуатируется ОАО "РЖД".

Местные станции промывки демонтированных компонентов и частей оборудованы закрытой системой циркуляции воды. Загрязненная песком, нефтью и смазочными маслами вода сбрасывается в хранилища и затем выкачивается и очищается лицензированной компанией. Депо не имеет значительных источников выбросов в атмосферу, и в его буферной зоне нет жилых районов. Отходы в основной части нетоксичны и вывозятся на свалку. Ртутные лампы и свинцово-кислотные батареи демонтируются для последующей утилизации специализированными компаниями.

Прямые выбросы парниковых газов в объеме 119 500 тонн связаны в основном с эксплуатацией дизельных локомотивов. Реализация проекта не приведет к увеличению выбросов парниковых газов.

Взаимодействие клиента с общественностью:

В рамках взаимодействия с общественностью "Глобалтранс" будет документально фиксировать и реагировать на вопросы, которые вызывает Проект, в том числе вопросы, связанные с воздействием на окружающую среду, социальные вопросы, а также вопросы от всех внешних заинтересованных лиц.

Местный доступ к документации по Проекту:

Проект не предполагает осуществление нового строительства, поэтому оценка воздействия на окружающую среду по Проекту не проводилась. Местное распространение информации по экологическим и социальным вопросам, связанным с Проектом, будет включать в себя публикацию отчета по результатам Экологической и социальной проверки деятельности "Глобалтранса", который будет в значительной части основан на настоящем отчете по ЭСП, на корпоративном интернет-сайте ОАО "Новая перевозочная компания": www.npktrans.ru

Для получения информации по Проекту просьба связываться по следующему электронному адресу: bogomolov@globaltrans.com

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Отправить