01.03.2018


Неточный прогноз

Железнодорожную высокоскоростную магистраль (ВСМ) Москва-Казань после многочисленных корректировок проекта на первом этапе было решено прокладывать лишь до Владимира. Решение по поводу прокладки остальной части, до Казани, должны принять после того, как будет оценена востребованность и окупаемость ВСМ на построенном участке.

В 2017 году российско-китайский консорциум в составе ОАО "Мосгипротранс", ОАО "Нижегородметропроект" и China Railway Eryuan Engineering Group завершил проектные работы по ВСМ по заказу ОАО "Скоростные магистрали" ("дочка" РЖД).

Инвестиционная программа РЖД на ближайшую трехлетку, с которой ознакомился "Интерфакс", предусматривает существенные инвестиции в строительство первой части ВСМ - Москва-Владимир.

Так, на строительство линии в 2018 году монополия планирует выделить 15 млрд 700 млн рублей, в 2019 году - 31 млрд 300 млн рублей, в 2020 году - 31 млрд 700 млн рублей. Причем, практически все средства компания собирается вложить самостоятельно, рассчитывая получить из федерального бюджета лишь 89 млн 800 тыс. и 88 млн рублей в 2018 и 2019 годах соответственно.

Уточнить объемы инвестиций планировалось по результатам утверждения окончательных параметров финансирования проекта за счет государственной поддержки. При этом РЖД не планировали урезать вложения в этот проект даже в случае, если не получили бы в 2018 году дополнительную надбавку в 1,9% к базовой индексации грузовых тарифов.

В 2018 году все средства по проекту ВСМ планируется потратить на выкуп земли и вынос коммуникаций. "Вынос коммуникаций - это реальное строительство: это трасса, это подготовка территории, это бульдозеры. Это и есть часть возведения объекта - "первая глава" стройки", - рассказывал первый замглавы РЖД Александр Мишарин журналистам.

Среди других инвесторов он, в частности, назвал китайских партнеров - фонд "Шелковый путь", Фонд развития Китая, China Development Bank.

Отработать технологии и материалы для строительства ВСМ в РЖД собирались на пилотном участке протяженностью 35 км между Орехово-Зуево (Московская область) и Владимиром.

"Мы рассмотрели все элементы инфраструктуры. Этот участок полностью соответствует всем требованиям для сертификации. Сейчас необходимо в опережающем порядке заняться его проектированием и строительством. В ближайшее время мы выйдем с предложением к руководству компании утвердить этот проект", - сообщил корпоративному изданию РЖД старший советник генерального директора РЖД Валентин Гапанович.

Вместе с тем в министерстве транспорта РФ заявили об отсутствии средств в федеральном бюджете на проект ВСМ. "Объем инвестиций в этот проект сегодня оценивается по-разному, несмотря на то, что по части участков уже сделана проектная документация - от 1,3 трлн до 1,5 трлн рублей. Я думаю, что при дефиците бюджетных средств самая лучшая характеристика почему (невозможно - ИФ) приступить к этому проекту, потому что в бюджете (на него - ИФ) не предусмотрено ни рубля", - заявлял в декабре прошлого года глава Минтранса РФ Максим Соколов.

Он пояснял, что на такую сумму обеспечить окупаемость этого проекта для частных инвесторов пока в полной мере в нынешнем формате правительство не может. "Именно поэтому такой важный стратегический с моей точки зрения проект развития транспортной системы пока еще находится в стадии проектирования. Хотя проектирование - это уже движение вперед", - добавил Максим Соколов.

В свою очередь в РЖД утверждали, что строительство участка ВСМ между Москвой и Владимиром вообще не потребует бюджетных средств. Как пояснял Мишарин, финансирование строительства этого участка будет вестись исключительно за счет средств РЖД и инвесторов, включая китайских.

Между тем, как выяснил "Коммерсантъ", даже в усеченном варианте ВСМ Москва-Казань - до Владимира - обнаружились проблемы с корректностью прогноза пассажиропотока, на котором и строится доходность проекта.

Так, спрогнозированный пассажиропоток ВСМ на участке Москва-Владимир составляет 1 млн 30 тыс. человек в 2020 году и 3 млн 300 тыс. - в 2030 году, на участке Москва - Нижний Новгород - 1 млн 700 тыс. и 5 млн 300 тыс. соответственно. Однако как следует из протокола двух февральских совещаний в министерстве транспорта РФ, эти расчеты вызывают сомнения. При этом недобор пассажиров по концессионному соглашению концессионеру должен компенсировать бюджет.

Представитель РЖД заявил изданию, что расчет пассажиропотока выполнен Санкт-Петербургским институтом транспортных систем и Центром экономики инфраструктуры, а также подтвержден международными консультантами.

При этом, согласно протоколу, ссылающемуся на данные Института проблем естественных монополий, расчеты исходят из того, что на участке Москва - Нижний Новгород будут отменены поезда "дочки" монополии - АО "Федеральная пассажирская компания" ("Ласточка" и "Стриж") и ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания".

Вместе с тем, как выяснилось, вопрос об их отмене не решен, а при движении и скоростных, и высокоскоростных поездов конкурентоспособность ВСМ будет ниже, а пассажиропоток и выручка - меньше прогноза.

В РЖД "Коммерсантъ" заверили в том, что отмена пригородного сообщения из-за ВСМ не планируется: "Наоборот, ее запуск будет способствовать развитию скоростных региональных перевозок". Также в компании подчеркнули, что заказчиками объема движения и маршрутов электричек выступают регионы.

Глава Минтранса Нижегородской области Владимир Власов уже заявил, что движение "Ласточек" и "Стрижей" на участке Нижний Новгород - Москва после запуска магистрали отменять или сокращать не будут.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс01.03.2018

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить