06.02.2018


Тувинская ветка Шелкового пути

Шолбан Кара -оол, глава Республики Тыва. Сегодня активно обсуждается идея создания Енисейской экономической зоны на основе трех регионов – Красноярского края, Хакасии и Тувы. Основой этой инициативы является строительство железной дороги Кызыл – Курагино.

Сейчас, когда поднялись не только крупные производства, оставшиеся со времен СССР, но и средний бизнес новой формации, рамки "натурального хозяйства" в границах отдельно взятого региона стали тесны. Даже Тува сегодня близка к перепроизводству, например мяса. Приходится искать рынки сбыта для этой продукции за пределами республики.

Я уж не говорю о добыче угля, запасы которого в Туве исчисляются миллиардами тонн. На территории Тувы, как известно, добычу угля ведут структуры нескольких крупных промышленных групп, включая такие гиганты, как "Евраз", "Северсталь", и другие. Но работать они вынуждены вполсилы, потому что нет транспортной инфраструктуры, чтобы быстро и выгодно продавать хорошие объемы продукции за пределами республики.

И по объемам производства, и технологически мы дозрели до того, чтобы богатство Сибири прирастало не только за счет внутреннего, но и экспортного потребления. Причем главным образом экспортного. Линия Кызыл – Курагино – это и есть та самая инфраструктура, с появлением которой должен произойти тектонический сдвиг в экономике не только Тувы, Хакасии или Красноярского края, но и всего Сибирского мегарегиона.

Для Западной и Центральной Сибири эта магистраль, если вывести ее на транспортные сети Монголии и Китая, – самый короткий путь на растущие рынки стран Азии, в первую очередь КНР: плечо сокращается на 2,5 тыс. км. Пожалуй, именно с этого момента у проекта Кызыл – Курагино началась собственная жизнь. Теперь его поддерживают не только Тува и президент России, подключился и крупный бизнес. О заинтересованности официально заявили сибирские регионы, в первую очередь наши соседи – Красноярский край и Хакасия. Более того, проект превращается из регионального в международный. Прорабатываются возможности продолжения линии Кызыл – Курагино в Монголию и Китай, интеграции в транспортную сеть стран АТР. И интерес в проекте обоюдный.

Китайская сторона рассматривает Кызыл – Курагино, в частности, как один из вариантов европейского направления Нового шелкового пути в рамках проекта "Один пояс – один путь". Монголы, также участвующие в этом проекте, в партнерстве с австралийскими инвесторами уже приступили к строительству железной дороги от Улан-Батора до Эрдэнэта. А от Эрдэнэта до границы с Россией, с Тувой, – всего 700 км.

То есть встречное движение из Азии есть, и оно тем активнее, чем четче и определеннее российские действия в строительстве тувинской ветки Транссиба. Убежден, что перевод строительства линии Кызыл – Курагино с 2017 года в форму концессии, причем с государственными гарантиями сохранения минимальной доходности концессионера, еще больше увеличивает привлекательность проекта для инвесторов, в том числе зарубежных. А значит, повышаются и шансы на его реализацию.

Стоит особо отметить тот факт, что проект Кызыл – Курагино пережил за 15 лет два экономических кризиса, смену инвестора, исключение из инвестиционного портфеля Фонда национального благосостояния, несколько раз менял форму реализации, но при этом он не только не растерял своего потенциала, но даже увеличил его, став международным. Это говорит о том, что проект самодостаточен и востребован экономикой не только регионов России, но и нескольких государств.

Разумеется, чтобы проект состоялся, к нему должен быть готов бизнес, прежде всего российский. Работа в этом направлении идет. В частности, Тува уже увеличила экспорт угля до 1,1 млн тонн (две трети от всей добычи). И это несмотря на то, что твердое топливо приходится возить автотранспортом до ближайшей железнодорожной станции Минусинск, за 450 км по сложной для большегрузов дороге, затем уже поездами доставлять до морских терминалов Приморья. А когда дорога Кызыл – Курагино будет построена, по ней планируется вывозить не менее 15 млн тонн угля в год.

Справка "Гудка"

Железная дорога Курагино – Кызыл протяженностью 411,7 км – одобренный правительством РФ проект. Линия должна связать Туву с Красноярским краем и сетью ОАО "РЖД".

Строительство первой железной дороги в Туве началось в 2011 году, но из-за финансово-экономического кризиса было остановлено. В прошлом году на Восточном экономическом форуме объявлено, что работы возобновятся в 2018-м. Магистраль планируется продлить до границы с Монголией, чтобы связать ее с железнодорожной сетью Монголии и Китая.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок06.02.2018

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить