03.02.2018


Рецепты успешной концессии

В 2018 году ЮКЖД вложит в обновление и модернизацию активов Армении 2,33 млрд драмов.

Между ОАО "Российские железные дороги" и Республикой Армения 13 февраля 2008 года был подписан концессионный договор о передаче государственного ЗАО "Армянская железная дорога" в управление ЗАО "Южно-Кавказская железная дорога". О том, что за 10 лет работы удалось сделать на рынке перевозок Армении, о сотрудничестве с властями страны "Гудку" рассказал генеральный директор ЮКЖД Сергей Валько.

– С 2008 года железные дороги Армении находятся в концессионном управлении Южно-Кавказской железной дороги (ЮКЖД). Как ЮКЖД удается выстраивать схему взаимоотношений с правительством Армении? Насколько продуктивно складывается взаимодействие сторон?

– Сотрудничество весьма продуктивное. Между Южно-Кавказской железной дорогой и правительством Армении, в том числе и в лице уполномоченного органа – Министерства транспорта, связи и информационных технологий, налажен активный и эффективный диалог. Проводятся периодические встречи, обсуждаются актуальные вопросы.

Не менее продуктивный диалог налажен и с местными властями – областными администрациями, губернаторами, главами общин.

– Одним из условий концессии было обязательство РЖД вложить в развитие Армянской железной дороги (АЖД) $570 млн. Как идет реализация инвестиционных планов?

– В целом выполнение концессионных обязательств за период 2008–2017 годов составило 100,5%.

Всего концессионным договором в период с 2008 по 2038 год предусмотрено инвестировать в обновление подвижного состава и модернизацию инфраструктуры 174,5 млрд драмов, что составляет более $570 млн. Фактическое выполнение нарастающим итогом за 2008–2017 годы составило 110 млрд драмов, или $260 млн, которые были направлены на модернизацию инфраструктуры и подвижного состава.

За время работы ЮКЖД в Армении были проведены работы по модернизации инф-раструктуры и обновлению подвижного состава, построены и сданы в эксплуатацию три основных железнодорожных моста, отремонтировано более 450 км пути, 70 стрелочных переводов, 52 переезда, 38 мостов и других объектов, заменено более 815 тыс. шпал, завершена модернизация базы путевой машинной станции и механизированной дистанции пути в Санаине, проведена реконструкция зданий основных вокзалов Еревана, Ванадзора и Гюмри, отремонтировано 342 км контактной сети и 48 подстанций, а также 700 грузовых и 27 пассажирских вагонов.

– Какие наиболее масштабные инвестиции были осуществлены за период концессионного договора?

– Среди крупных инфраструктурных проектов, осуществленных Южно-Кавказской железной дорогой, можно назвать масштабную реконструкцию Ереванского вагонно-локомотивного депо, а также локомотивного и вагоноремонтного депо в городе Гюмри, что позволило создать один из самых современных машиностроительных комплексов в Армении. Основные строительные работы по реконструкции депо начались в 2010 году.

Было приобретено современное технологическое оборудование, средства диагностики, в локомотивном депо Гюмри были созданы новые участки по ремонту колесных пар, электрических двигателей и другого оборудования.

Особое внимание во время реконструкции мы уделили соблюдению норм бе-зопасности и охраны труда, созданию полноценных условий для отдыха рабочих и локомотивных бригад, охраны их здоровья.

Новое оборудование, которым оснащены депо, позволяет применять современные технологические процессы для обслуживания и ремонта парка подвижного состава.

Благодаря этому налажен ремонт электровозов и тепловозов на территории Армении, и 25 декабря 2014 года в Гюмрийском локомотивном депо состоялась торжественная церемония ввода в эксплуатацию первого электровоза, прошедшего ремонт в объеме ТР-3 на территории Армении за последние 25 лет.

В 2014 году технологии ремонта ТР-3 освоены и в Ереванском вагонно-локомотивном депо, где в настоящее время ремонтируются тепловозы и электропоезда. Еще один крупный инфраструктурный проект ЮКЖД – реконструкция механизированной дистанции пути ПДМ Санаин. Железнодорожный комплекс Санаина является одним из старейших в Армении.

В 1892 году на станции было построено оборотное депо. Подобной масштабной реконструкции депо не знало с 1960-х годов. Работы проводились в два этапа: на первом были отремонтированы и реконструированы здание и цеха депо, произведено оснащение различных участков, в частности слесарно-заготовительного, сварочного, участков по ремонту гидро-, пневмо- и электрооборудования; на втором этапе установлено специальное техническое оборудование.

– Какие инвестиционные проекты планируете реализовать в 2018 году?

– В обновление и модернизацию активов мы планируем инвестировать 2,33 млрд драмов. При этом собираемся капитально отремонтировать 10 км пути, произвести ремонт пяти единиц специального подвижного состава, выполнить работы по техническому перевооружению электрической централизации стрелок и сигналов на станции Зод.

Также мы проведем ремонт контактной сети, строительно-монтажные работы на семи тяговых подстанциях с восстановлением кровель, ремонт двух постов ЭЦ. Концессионные обязательства по инвестициям в 2008–2018 годы были определены в размере 111,9 млрд драмов, а ожидаемое выполнение составит 112,3 млрд, то есть на уровне 100,4% нарастающим итогом.

– ЗАО "ЮКЖД" считается доминирующим субъектом на рынке железнодорожного транспорта Армении. Есть ли у вас конкуренты? Что предпринимается для повышения конкурентоспособности компании?

– Действительно, мы занимаем доминирующее положение на рынке железнодорожных перевозок. Основным нашим конкурентом является автотранспорт.

На рынке Армении действует множество экспедиторских компаний, которые сотрудничают с нами в вопросе осуществления перевозок по железнодорожной инфраструктуре. Для повышения конкурентоспособности компании мы увеличиваем привлекательность железнодорожных перевозок, повышая качество услуг и применяя гибкую систему скидок.

– С какими достижениями ЮКЖД закончила 2017 год? Какие основные проблемы компании пришлось решать?

– В феврале прошлого года ЮКЖД выкупила все места на пароме, который курсирует по маршруту порт Кавказ – Поти. Сформировали график курсирования парома. Теперь мы предлагаем уникальные условия по перевозке грузов из Армении в Россию, страны ЕАЭС и обратно по сквозной тарифной ставке. Со стороны России и Грузии на армянские грузы предоставлены скидки: на территории России – 50%, на территории Грузии – до 50%. Благодаря этому мы добились снижения тарифов на грузоперевозку, сумели реанимировать железнодорожно-паромные перевозки. Следствием стало то, что мы перевели на железную дорогу с автотранспорта 36 тыс. тонн грузов. К слову, скидки действуют и на грузы, следующие как в Армению из Белоруссии и Казахстана, так и в обратном направлении.

Работу в направлении активизации паромных перево-зок мы продолжим и в текущем году. Также сегодня мы ведем переговоры с рядом компаний.

Например, уже подписали договоры о сотрудничестве с компаниями "Апавен" и "Геопромайнинг голд" на 2018 год, в которых предусмотрено увеличение объемов погрузки грузов к уровню 2017 года на 10 и 100 тыс. тонн соответственно в годовом исчислении. Для нас важно развитие транзитного потенциала железной дороги Армении, мультимодальных перевозок по таким направлениям, как Иран – Армения – Грузия – Россия, Иран – Армения – Грузия – Европа. В этом направлении мы тесно сотрудничаем с Министерством транспорта, связи и информационных технологий Армении.

Мы осуществили в прошлом году первую мультимодальную перевозку с использованием железнодорожной инфраструктуры ЮКЖД по маршруту Иран – Европа, мультимодальную перевозку для компании "РусАл-Арменал" в формате "от двери до двери", в том числе с перегрузкой грузов на терминале ЮКЖД на автомобили и последующей доставкой на заводскую территорию.

В декабре 2017 года мы восстановили систему электрической централизации на станции Кармир Блур в Ереване, на долю которой приходится 20% в объеме общей грузовой работы железной дороги: ЭЦ не работала на станции с 1994 года. Расширяем и международное сотрудничество. Так, в 2017 году мы подписали договор о сотрудничества с Белорусской железной дорогой.

– Можно ли говорить о том, что на сегодня понятие концессии полностью урегулировано в Гражданском кодексе Армении? Остались ли какие-либо законодательные пробелы, недочеты?

– Разумеется, предела совершенству нет: требуются определенные доработки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152003.02.2018

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить