31.01.2018


Поднебесный уголь

По данным Таможенного управления Китая, государство увеличило в 2017 году импорт российского угля более чем на треть и переместилось на 4-е место в списке ведущих поставщиков этого вида топлива в Поднебесную. Благоприятная ценовая конъюнктура, политическая ситуация и реформа китайской энергетики обостряют конкуренцию на этом рынке.

ОАО "РЖД" обеспечило рост перевозок топлива в Китай. По данным китайских таможенников, импорт российского угля вырос сразу на 36,3%, до 25,3 млн тонн, по сравнению с 2016 годом, а в стоимостном выражении китайские потребители заплатили за наше топливо почти в два раза больше ($2,233 млрд). Это позволило России переместиться на четвертое место в списке государств – экспортеров этого вида топлива в Поднебесную. Сейчас нашими ближайшими конкурентами являются Монголия (33,577 млн тонн) и Индонезия (35,277 млн тонн). На первом месте Австралия (79,9 млн тонн).

В Минэнерго России "Гудку" сообщили, что российские данные о экспорте угля в Китай и месте России в этом процессе будут готовы лишь к середине февраля.

По словам заместителя генерального директора ОАО "Кузбассразрезуголь" и заместителя генерального директора ООО "Управляющая портовая компания" (УПК) Ирины Ольховской, увеличение экспорта в Китай обусловлено общей тенденцией растущего спроса на топливо в регионе.

"Основной прирост экспорта в Китай пришелся именно на железную дорогу, на сухопутные погранпереходы, – говорит Ирина Ольховская. – Через них перевозки выросли более чем в два раза, с 4 до 8,5 млн тонн. Через морские порты рост не столь значителен – 10,6%".

Статистика ОАО "РЖД" несколько отличается от цифр Таможенного управления Китая, поскольку в последнем случае учитывались перевозки и морским транспортом. По данным компании, железнодорожный экспорт вырос на 33,8% и составил 19 млн тонн. При этом объем перевозок через сухопутные погранпереходы увеличился в 2,7 раза. Наибольший рост погрузки в Китай зарегистрирован в Абаканском регионе (почти в три раза, до 1,4 млн тонн). Далее идет Новосибирская область ( 2,4 раза,2,8 млн тонн), затем Улан-Удэ (58%, 2 млн тонн). Рост в Кузбассе не так значителен – всего 23% и 5,2 млн тонн.

Заместитель руководителя Департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО "РЖД" Валентин Мурашов пояснил "Гудку", что увеличение стало возможным благодаря проекту модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба, в результате чего заметно выросли пропускные возможности сети на этом направлении. Как ранее сообщил журналистам заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Олег Тони, в проект модернизации Восточного полигона к концу 2017 года уже вложено 232 млрд руб. инвестиций, а пропускные возможности отдельных участков повышены от 5 до 50%.

"Проект реконструкции БАМа и Транссиба начинает давать эффект уже в ходе его реализации, а не после окончания", – пояснил Олег Тони.

В феврале 2017 года Китай, подчиняясь санкциям, введенным против Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) Советом безопасности ООН, прекратил импорт угля из этой страны. В этом году, по данным статистики, она успела поставить всего лишь 4,8 млн тонн, почти в два раза меньше, чем в 2016-м. Этот уголь в основном заместили США с 3,1 млн тонн и Малайзия – 248 тыс. тонн. На мировом рынке сейчас наблюдается определенный дефицит марок угля, используемых для выплавки стали, поэтому Поднебесная оказалась вынуждена покупать такой уголь в Западной Вирджинии по средней цене $143 за тонну, что значительно превышает стоимость тонны из всех других стран, кроме Канады.

Согласно стартовавшей в 2016 году программе реструктуризации энергетики до 2020 года китайское правительство планирует закрыть 800 млн тонн угледобывающих мощностей, при этом планируется запуск новых шахт на 500 млн тонн уже с хорошей рентабельностью. Образующийся при этом разрыв дает возможность заполнить его другим игрокам рынка.

Как полагают в аналитическом центре при правительстве, экспорт российского угля в государства АТР, и в том числе в Китай, будет расти и дальше. Как говорится в пояснительной записке, подготовленной центром к актуализированной версии Стратегии развития угольной отрасли РФ до 2030 года, программа Китая, направленная на снижение доли угольной генерации в стране, в целом выгодна для российских угольщиков. Китай намерен сокращать потребление низкокачественного угля, в частности бурого индонезийского. В то же время российское топливо отличается пониженным содержанием серы и зольности, более высокого качества, поэтому вполне способно занять освободившуюся нишу. Так, по данным китайской таможенной статистики 2017 года, Индонезия уже уменьшила экспорт в эту страну на 9%.

ОАО "РЖД" готово и далее наращивать пропускные способности сети в восточном направлении.

В 2018 году 1,7 млрд руб. будут вложены в электрификацию участка Карымская – Забайкальск, через который в прошлом году перевозки угля в Китай увеличились в семь раз (до 2,9 млн тонн).

Также в 2019 году предстоит закончить сооружение Байкальского тоннеля, одного из самых сложных в плане пропускных возможностей участков БАМа. Это позволит организовать полностью двухпутное движение через Байкальский хребет и увеличить пропускную способность на участке Северобайкальск – Лена.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок31.01.2018

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Отправить