27.12.2017


Операторов ждет конкуренция

Федеральная антимонопольная служба ФАС рекомендовала ОАО "РЖД" обеспечить развитие электронной торговой площадки "Грузовые перевозки". До 1 февраля будущего года РЖД должны разработать для операторов железнодорожного подвижного состава экономические стимулы предоставлять свои полувагоны на ЭТП. РЖД в 2018-м намерены существенно расширить возможности электронного сервиса по заказу перевозок.

Биржевая государственная инициатива

В опубликованном на сайте ФАС документе ОАО "РЖД" предписывается с 1 февраля прекратить предоставлять полувагоны ФГК по агентским договорам (поскольку РЖД не являются оператором – владельцем вагонов, они заключают такие договоры на использование парка ФГК). При этом предписание не распространяется на предоставление подвижного состава при заказе перевозки через электронную торговую площадку.

По данным Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО, филиал ОАО "РЖД"), по итогам года число зарегистрированных пользователей на площадке достигло 1800, из которых около 500 оформили более 10 тыс. перевозок, заказано около 50 тыс. вагонов. Общая стоимость перевозок, оформленных на площадке, составляет около 3 млрд руб. Наибольший спрос зафиксирован на перевозки грузов небольших объемов – до пяти вагонов. Если в начале работы ЭТП была возможность заказать только базовую перевозку груза в крытых вагонах и полувагонах, которые предоставляла АО "ФГК", то сейчас на площадке для перевозки грузов кроме крытых вагонов и полувагонов доступны цистерны для нефтепродуктов и сжиженных газов, вагоны-термосы, крытые хопперы для зерна и платформы. В подавляющем большинстве случаев это заказы на перевозку строительных грузов в полувагонах. Подвижной состав предоставляют помимо ФГК еще девять операторов: АО "НефтеТрансСервис", АО "Русагротранс", ООО "Газпромтранс", ООО "Е.С.А. Транс", ООО "ЛитКол", ООО "ОТК ЮниТранс", ООО "ТЭК-СВ", АО "Рефсервис", ПАО "ТрансКонтейнер". А в планах на 2018 год предусмотрено существенное увеличение возможностей по заказу перевозок. Например, станет доступен заказ перевозок в международном смешанном сообщении.

"В целом первый год работы площадки стал плодотворным с точки зрения выстраивания с клиентами ОАО "РЖД" прямых и прозрачных отношений, – говорит первый заместитель генерального директора ЦФТО Сергей Тугаринов. – Но вместе с очевидными успехами высветились и проблемы, главной из которых является проблема недостаточной мотивированности компаний-операторов присоединиться к работе на ЭТП ГП".

Крупные операторы выставлять свои вагоны в онлайн-пространстве не торопятся. Дело в том, что на сегодняшнем рынке, основным трендом которого является дефицит полувагонов, они без всякой площадки расходятся как горячие пирожки, при этом прямые контракты с грузоотправителями выгоднее и проще. Кроме того, по мнению операторов, выход вагоновладельцев на онлайн-площадку может сдерживать, например, плата за отстой на коротком периоде перемещения вагона к месту погрузки. В качестве недостатков участниками рынка называется также тот факт, что, если клиенту требуется сложная мультимодальная перевозка, логистическому оператору сложно определить ее стоимость в течение нескольких секунд, как это делается сейчас в отношении предоставления вагонов. Поэтому он вынужден закладывать в стоимость дополнительные риски. Также операторы высказывают необходимость в услуге отсрочки платежа, что для многих международных компаний давно является стандартным рыночным требованием.

Электронная площадка "Грузовые перевозки" – не единственный на логистическом рынке России сервис для поиска порожних вагонов. Аналогичным является электронная торговая площадка железнодорожных грузоперевозок "Рэйл Коммерс", на которой начались продажи лотов подвижного состава для грузовладельцев в мае 2016 года. Как утверждает управляющий директор "Рэйл Коммерс" Дмитрий Класс, сервис на сегодня достаточно востребованный. "В августе 2017 года нами был установлен рекорд по уровню конкуренции за один лот с полувагонами. Тогда за него боролась 21 компания-грузовладелец. Это очень высокий показатель. До этого в торгах за один лот боролись по 10–12 компаний. Понятно, что это было вызвано в первую очередь тем, что на рынке был острый дефицит полувагонов", – говорит он.

"Площадка адаптирована под разные рыночные ситуации, то есть в зависимости от того, грузовладелец это или оператор, дефицит или профицит вагонов на рынке, какой тип вагонов предлагается или требуется, какой формат перевозки – аренда или технический рейс, мы предлагаем конкретному клиенту именно тот формат торгов, который наиболее полно соответствует его текущей потребности, – поясняет Дмитрий Класс. – Несмотря на то что 2017 год прошел под флагом дефицита универсального парка, у нас были случаи в конце 2016 года, когда клиенты на спотовых сделках брали вагоны ниже рынка, причем значительно".

Впрочем, и "Рэйл Коммерс" не может похвастаться повышенным вниманием к себе со стороны операторов подвижного состава. Как говорит Дмитрий Класс, на площадке "Рэйл Коммерс" также сказался факт дефицита вагонов, и большие операторы не торопились выставлять вагоны на площадку, поскольку из-за сильнейшего дефицита они не могли закрывать свои сервисные долгосрочные контракты. Тем не менее число участников растет. "На конец этого года у нас на площадке участвуют более 1900 компаний, из которых треть – операторы либо компании, тем или иным образом оперирующие подвижным составом, – говорит гендиректор "Рэйл Коммерс". – Мы стремимся работать со всеми сегментами операторов. Если у больших операторов вагонов не хватает, стараемся работать с небольшими операторами, донести до них важность и эффективность попутной загрузки. Объясняем популяризацию сотрудничества с биржей вагонов, клиентские преференции – лояльность, прозрачность, открытость – при продаже услуг перевозки через площадку".

Недогруженный клиент

Генеральный директор компании "Промнерудтранс" Андрей Громовой считает, что идея организации подобных площадок сама по себе хорошая и электронные площадки могут быть очень полезным сервисом для грузовладельца. Но не всегда они удобны для компаний, которые ищут вагоны. "Мы опробовали обе площадки – и ЭТП ГП, и "Рэйл Коммерс". На обеих – разные истории, но опыт не могу назвать удачным, – говорит он. – Первое, с чем мы сталкивались, – ограниченное предложение". Также, по его словам, в случае с ЭТП "Грузовые перевозки" компания в течение нескольких дней не могла получить положительный ответ на свой запрос о наличии порожних вагонов. В случае же с "Рэйл Коммерс" цены на вагоны после окончания торгов оказались значительно выше средней ставки по рынку.

Андрей Громовой полагает, что механизмы работы площадок еще недостаточно проработаны. "Во-первых, площадка должна обозначать ресурс, которым она располагает. Мы заходим на площадку втемную, не видя, есть там вагоны или нет. Если их там нет, зачем тратить время? – продолжает гендиректор "Промнерудтранса". – Во-вторых, мы видим необходимость в расширении функционала, чтобы можно было покупать услугу не на период декады, а хотя бы в рамках месяца или еще на более долгий срок – на квартал или на полгода. В-третьих, не хватает прозрачности по наличию вагонов на дорогах, которые простаивают более 10 суток. Было бы здорово, если бы такие вагоны автоматом попадали на площадку для их последующей реализации. Поэтому мы полностью поддерживаем ФАС в том, чтобы были обеспечены прозрачность работы площадки и ее доступность. Любое юридическое лицо должно иметь возможность включить компьютер, зайти на электронную площадку, увидеть наличие ресурса и сделать свой выбор".

С такими оценками согласны в ЦФТО. И острую нехватку подвижного состава там считают единственным фактором, сдерживающим рост площадки в части объемов перевозимых грузов.

"В этой связи ОАО "РЖД" разрабатывает различные механизмы для привлечения компаний – операторов вагонов на площадку. Однако усилий одного только ОАО "РЖД" для этого недостаточно. Требуется активное участие регуляторов в решении задачи создания условий для стимулирования компаний – операторов вагонов для участия в работе ЭТП ГП, – говорит Сергей Тугаринов. – За неполный год к работе на площадке присоединились лишь девять компаний-операторов. Это говорит о слабой заинтересованности компаний работать на ЭТП ГП. Одной из основных причин, определяющих незаинтересованность, является необходимость перестраивать сложившиеся процессы для работы на рынке перевозок мелких объемов груза. Эти причины "перевешивают" очевидные преимущества, которые получает компания-оператор, работая с ЭТП ГП: повышение доходности и снижение эксплуатационных издержек, повышение точности планирования предоставления вагонов, привлечение новых клиентов, доступ к ценовым индикаторам рынка перевозок железнодорожным транспортом, упрощение прихода новых операторов в отрасль".

И если для привлечения грузоотправителей к работе через площадку каких-либо мер не требуется, то к компаниям-операторам нужен особый подход. "Что касается участников перевозки, прежде всего операторов вагонов, то, вероятно, единственными интересными для них мерами могут быть меры коммерческого характера, то есть финансовая выгода, – поясняет Сергей Тугаринов. – В настоящее время в ОАО "РЖД" ведется разработка соответствующих мер, которые бы позволили компаниям-операторам сделать выбор в пользу взаимодействия с грузоотправителями на платформе ЭТП ГП".

Некоторые компании, уже успевшие оценить удобство работы с электронной площадкой, намерены увеличивать количество вагонов для предложения через ЭТП. В ФГК согласны, что электронная торговая площадка – это в первую очередь удобство и доступность. По данным ФГК, с апреля по ноябрь компания предоставила на электронную торговую площадку "Грузовые перевозки" 47 тыс. вагонов. Общий объем перевозок компании за этот период времени составил 3,2 млн тонн. В 2018 году ФГК планирует увеличить присутствие на бирже. "Клиент в течение нескольких секунд может разместить запрос на перевозку. IT-сервисы компании обеспечивают взаимодействие с ЭТП "Грузовые перевозки" в режиме реального времени. Среднее время формирования предложения от момента поступления запроса клиентов составляет пять секунд. Такая оперативность определяется развитой IT-инфраструктурой компании, обеспечивающей в автоматическом режиме расчет ставок, формирование плана груженых и порожних вагонопотоков, резервирование объемов по выданным предложениям, обработку заказов, – прокомментировал "Гудку" первый заместитель гендиректора АО "ФГК" Виктор Воронович. – При этом, на наш взгляд, у клиентов должен быть выбор наиболее оптимального для себя предложения, поэтому мы выступаем за увеличение количества участников в проекте. Еще одно пожелание – возможность предоставления вагонов в рамках ЭТП для экспортных перевозок".

Комментируя инициативу ФАС по развитию электронной площадки ЭТП "Грузовые перевозки", гендиректор "Рэйл Коммерс" отметил, что влияние этой инициативы на рынок зависит от того, как будут реализовываться предписания. "Правила, предложенные ФАС, могут как улучшить, так и ухудшить ситуацию на рынке электронной торговли порожними вагонами, – говорит он. – Но если они будут стимулировать операторов активнее работать через электронную площадку и, самое главное, их поддержат сами операторы, то ситуация на рынке, безусловно, улучшится – логика здесь прямая".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок27.12.2017

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Отправить