26.12.2017


Ж/д операторы недовольны идеей надбавок на "порожняк" без заказа на ЭТП, обратились к Медведеву

Два объединения владельцев подвижного состава - Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) и Ассоциация перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта (АСКОП) - недовольны инициативами по введению в РФ надбавок к грузовым железнодорожным тарифам на порожний пробег вагонов, заказанных вне электронной торговой площадки (ЭТП).

"Вызывают крайнюю озабоченность последние инициативы государственных регуляторов, направленные на введение государственного ценового регулирования в отношении (таких - ИФ) услуг, оказываемых в условиях развитого конкурентного рынка, а также штрафных санкций (повышенных тарифов) без использования ЭТП "Грузовые перевозки" ОАО "Российские железные дороги", - говорится в письме СОЖТ и АСКОП от 22 декабря, направленном премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву ("Интерфакс" ознакомился с содержанием документа).

Такие инициативы "деформируют рынок", снизят его инвестиционную привлекательность, уверены представители объединений. При этом их смущает, что такие идеи "неоднократно становились предметом обсуждения в федеральных органах власти и на различных общественных площадках". По мнению операторов, говорить о сбалансированности предлагаемых идей без устранения ряда рисков невозможно, они не соответствует сложившемуся инвестиционному климату.

"Цена услуг операторов формируется абсолютно "прозрачно", на основании договоров, не имеется претензий со стороны налоговых и иных контролирующих органов, связанных с формированием такой цены. В рамках таких (долгосрочных - ИФ) договоров (с грузоотправителями - ИФ) обеспечивается более 90% перевозок, в том числе с государственными компаниями", - отмечают участники вагонного рынка, подчеркивая, что долгосрочность контрактов - "ключевое отличие операторского бизнеса от схожих видов деятельности" (например, такси), "где используемые информационные технологии позволяют обеспечить выполнение разовых заказов".

Как сообщалось ранее, по итогам совещания в Д.Медведева 5 декабря было решено утвердить 1,5%-ную надбавку - на "компенсацию принятых налоговых решений" при "базовой" индексации ставок на 3,9% и сохранении 2%-ной надбавки с 2017 г. (вводилась для дополнительного финансирования капитального ремонта пути). В то же время, тогда многих участников рынка серьезно озаботило заявление чиновника.

Выступая с заключительным словом на совещании 5 декабря, глава правительства произнес фразу, вызвавшую вопросы у участников рынка перевозок. "Чтобы побудить к нормальному развитию планирование перевозок, чтобы простимулировать использование электронной площадки, мы договорились, что за порожний пробег вагонов, других транспортных средств, которые используют грузоотправители, если используется электронная площадка и все это происходит по тем правилам, которые действуют, никакой повышенной платы взиматься не будет. А если это происходит на каких-то иных принципах - а там много непрозрачности, скажем откровенно, мути, то можно будет использовать штраф в размере до 5% за порожний пробег", - сказал Д.Медведев.

Источники "Интерфакса" трактовали заявления премьера как введение надбавок за порожний пробег вагонов, заказанных вне электронной торговой площадки. Причем все собеседники агентства утверждали, что с этой инициативой выступила Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ. Представитель ведомства тогда не стал отрицать. "ФАС считает, что в целях развития системы заказа в электронной форме перевозка, заказанная через ЭТП, должна быть дешевле аналогичной, заказанной офлайн. Площадка по перевозкам грузов должна обеспечивать возможность заказа перевозки онлайн без необходимости личных контактов с персоналом перевозчика, операторов и иных участников перевозочного процесса. Предложения по заказу вагонов не должны вести к повышению нагрузки на конечных грузоотправителей", - сказал он "Интерфаксу".

Против сразу же выступил Совет потребителей "Российских железных дорог", действующий при правительственной комиссии по транспорту, которую возглавляет А.Дворкович (в состав этого совещательного органа, в том числе, входят операторы и грузоотправители). "Мы поддержали те предложения, которые были сделаны со стороны РЖД и регуляторов. Но у нас есть свои требования, которые, как мы бы хотели, были учтены во время реализации долгосрочной тарифной программы до 2025 г. Все категории грузов и порожний пробег должны индексироваться одинаково, чтобы не было разнонаправленных тенденций в тарифной политике", - заявил председатель Совета Илья Южанов на итоговом в 2017 г. заседания правления монополии.

"Необходимо исключить введение любых искусственных стимулов. Примером является, скажем, попытка повышения тарифа на порожний пробег вагонов, которые арендованы или получены не через ЭТП. Такие предложения есть, в том числе и на уровне правительства. Потребители считают, что силовыми методами ввести какие-то новшества типа биржевой торговли перевозкой, наверное, неэффективно. По крайней мере, нигде в мире этого не существует", - подчеркнул он.

В итоге в протоколе совещания было записано, что Д.Медведев поручил Минтрансу, Минэкономразвития и антимонопольной службе принять меры по стимулированию работы электронных торговых площадок, включая возможность устанавливать повышенный тариф на порожний пробег грузовых вагонов вне этих ЭТП. Ведомства должны будут до 15 апреля согласовать свои инициативы с "Российскими железными дорогами", Советом потребителей РЖД и СОЖТ. При этом антимонопольная служба, выдвинув в середине декабря предложения заменить 2%-ную общую надбавку на 7,7%-ный "эквивалент" для "порожняка", а потом 1,5%-ную "налоговую" - на 7,3%, не стала ставить обязательное условие о заказе подвижного состава через электронную торговую площадку.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс26.12.2017

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить