25.12.2017


"Умный локомотив" на полном ходу

Индустрия 4.0 развивается огромными темпами. Роботы, умные датчики, визуализация, повсеместный Wi-Fi – теперь этим никого не удивишь. Цифровизация проникает и в транспортное машиностроение, и в сервисный сектор. Отрасль меняется на глазах. Начинается использование автономных поездов, а системы локомотива уже могут не только разговаривать, но и вовремя сигнализировать о необходимых работах и возможных неполадках. Промышленность давно нуждается в кардинальной модернизации, ведь с наступлением Индустрии 4.0 IT-технологии определяют возможности развития и оптимизации бизнеса. Вычислительные мощности и технологии обработки больших данных становятся ключевыми элементами конкурентоспособности не только для IT-компаний, но и для компаний машиностроительного и сервисного секторов.

В "ЛокоТех", крупнейшей сервисной компании по ремонту и обслуживанию тягового подвижного состава, вовремя осознали требование времени и полностью поддержали данный тренд. Именно цифровизация определена здесь как одно из стратегических направлений деятельности, в связи с чем компания активно развивает проект интеллектуальной системы "Умный локомотив".

Для России подобная система – новая. И прежде чем приступить к ее реализации, специалисты "ЛокоТех" тщательно проанализировали опыт компаний, которые осваивают подобные технологии за рубежом, таких как General Eleсtriс и Siemens, а также заручились поддержкой партнеров – Clover Group, на чьей платформе интеллектуального анализа данных Clover, где применяются технологии обучения нейронных сетей, и строится данный проект.

Суть системы сводится к следующему: на локомотиве установлены специальные датчики и сенсоры, данные с которых поступают на платформу интеллектуального анализа при заходе локомотива в СЛД. После этого на экране компьютера для группы диагностов отображаются возможные неисправности или предотказное состояние различных узлов. Мониторинг позволяет сразу выявлять определенные неисправности подвижного состава, не дожидаясь серьезных поломок и тяжелых ремонтов, а значит, экономит ресурсы, деньги, время и усилия, что выгодно как для самой сервисной компании, так и для ее основного заказчика – ОАО "РЖД", поскольку возможность прогнозирования неисправностей повышает эффективность эксплуатируемого парка и инфраструктуры в целом.

Проект "Умный локомотив" сейчас находится в активной стадии, подготовлено программное обеспечение и уже в I полугодии следующего года планируется завершение работ, связанных с его внедрением. Далее предстоит оснащение около 15 тыс. локомотивов ключевого заказчика – ОАО "РЖД", что потребует огромных инвестиционных затрат, поэтому на завершение данного этапа может уйти несколько лет.

Пока оснащено несколько серий. Однако уже сейчас на примере пилотного проекта видно, что система способна обнаружить более 60 видов нарушений в работе оборудования и режимах эксп-луатации локомотивов.

На завершающем этапе находится адаптация АРМ "Умный локомотив" к работе с данными телеметрии с электровозов 2(3)ЭС5К, 2(3)ЭС4К, ЭП1М, ЭП1П, ЭП2К. ООО "Локотех-Сервис" обслуживает более 3,9 тыс. секций электровозов перечисленных серий.

Ввод системы "Умный локомотив" в опытную эксплуатацию для электровозов, оборудованных микропроцессорными системами управления, даст возможность автоматизировать процесс анализа данных и поиска инцидентов в работе оборудования локомотивов. При организации съема данных с локомотивов при каждом сервисном обслуживании (включая ТО-2) использование АРМ "Умный локомотив" и автоматизированной передачи информации о найденных инцидентах в АСУ "Сетевой график" позволит сформировать перечень сверхцикловых работ и подготовить необходимые материалы и запасные части до захода локомотива в депо.

Для приведения интерфейса АРМ "Умный локомотив" к требованиям специалистов групп диагностики и реализации дополнительного функционала в компании была проделана большая работа, результатом которой стала новая версия системы, интуитивно понятная конечным пользователям и позволяющая настраивать ее под себя.

Также в "ЛокоТех" идет работа по расширению интеграции с АСУ "Сетевой график" в части получения информации о выполненных работах, замененных узлах и оборудовании, для обучения алгоритмов анализа данных. АСУ "Сетевой график" – система, внедряемая в "ЛокоТех" для автоматизации производственных процессов сервисных локомотивных депо, создания безбумажной технологии управления производством и автоматизации контроля качества выполняемых работ.

Точность прогноза отказа того или иного узла зависит от количества данных, которые прошли через систему. Чем больше данных проглотила система, тем лучше обучаются алгоритмы и повышается точность прогнозирования. И чем дольше "ЛокоТех" будет диагностировать локомотивы, тем точнее будет вывод, который автоматически делает экспертная система. В конечном итоге ее способность должна превысить человеческую в обнаружении дефектов узлов. Однако это дело не отдаленного будущего – уже сейчас становится очевидным, что все задуманное реализуется на практике.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру25.12.2017

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Отправить