22.12.2017


Дискуссия об оптимальных тарифах для ФГК развернется в 2018 году

ФАС предписала АО "ФГК" прекратить практику предоставления полувагонов в рамках агентских договоров, заключенных с ОАО "РЖД", и разработать методику обоснования цен на предоставление полувагонов. К чему может это решение привести – на эту тему наш разговор с председателем экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павлом Иванкиным. На рынке появились новые риски

– Павел Анатольевич, какие риски несет в себе предписание ФАС для АО "ФГК"?

– Такие риски есть.

Неслучайно операторское сообщество и крупные грузовладельцы очень настороженно относятся к инициативам ФАС. Один из основных рисков: может быть нарушена система договорных отношений между АО "ФГК", крупными операторами и их клиентами. Соответственно, поправки придется вносить и в технологические схемы грузоперевозок.

Мелкие и средние грузовладельцы и без указания сверху сегодня активно используют инструмент различных электронных торговых площадок для оперативного обеспечения своих перевозок подвижным составом.

Последствиям выполнения АО "ФГК" предписания ФАС сейчас сложно дать оценку. Для этого требуется проанализировать многие нюансы, связанные с рынком железнодорожных перевозок. В любом случае потребуется найти некий компромисс между интересами различных игроков.

– Поможет ли в поиске ответа на этот вопрос совершенствование работы электронной торговой площадки "Грузовые перевозки"?

– Прежде всего возникает вопрос: а почему ФАС упоминает только одну электронную торговую площадку? Ее используют в основном малые и средние предприятия. Под них, собственно, она и создавалась. Почему мы исключаем конкуренцию между торговыми площадками? Как быть тем, кто работает на альтернативных площадках? На этот вопрос нет ответа.

Кроме того, вызывает вопрос стоимость услуги ЭТП ГП. Она сегодня самая дорогая из действующих, которая зависит, кстати, от стоимости перевозки груженного рейса, а не порожнего пробега.

Что и как будет регулировать

– Кроме того, непонятно, каковы должны быть общие подходы к ценовым условиям работы на ЭТП. В частности, российское законодательство не содержит инструментов принуждения операторов раскрывать коммерческую информацию о порожних вагонах, которые могут быть использованы для подачи под погрузку. Есть и другие законодательные ограничения для развития электронной торговой площадки "Грузовые перевозки"…

– И этот момент тоже необходимо учитывать.

Здесь требуется активная работа со стороны Совета потребителей и СОЖТ.

– В связи с этим прозвучало предложение в качестве альтернативы вернуться к тем решениям ФАС, которые были приняты в 2014–2016 гг. по развитию коммерческой инфраструктуры рынка. Они, в частности, предполагали, что на электронную площадку операторы входят добровольно. Концепция коммерческой инфраструктуры рынка заинтересовывала операторов к участию в подобном проекте при его интеграции со специализированными АСУ ОАО "РЖД". Как Вы к этому относитесь?

– Об этой своей инициативе ФАС уже не хочет вспоминать. Теперь выдвинуты другие установки.

Кроме того, переносить удачный опыт, который удалось получить в сырьевом моногрузовом сегменте, на другую отрасль с другими условиями ценообразования – непрофессионально.

Как предстоит корректировать рынок

– ФАС хочет переложить работу по внесению поправок в нормативную базу на Минтранс России. Однако почему в ФАС уверены, что там с восторгом встретят его инициативу? Ведь пока на эту тему в министерстве отмалчиваются…

– А с чего в Минтрансе России будут лоббировать подобные идеи? Они не являются бесспорными, потому что касаются работы рынка операторских компаний. В России его дерегулировали. И теперь спрос определяет предложение. Если оператор предложит цену, по которой вагон никто не купит, то собственник вагона ничего не заработает.

Кроме АО "ФГК", есть и другие собственники подвижного состава. Если невыгодно брать полувагоны у АО "ФГК", можно обратиться к ним. И многие клиенты сейчас соответственно вносят поправки в свою логистику.

В нынешней ситуации заставлять Минтранс России разрабатывать некую методику, по которой можно будет определить оптимальную цену вагонной составляющей, наверное, не вполне корректно. Такая методика может быть справочной, но не нормативной.

На рынке железнодорожных перевозок сегодня достаточно сегментов, где требуется инициативность ФАС, но зачем пытаться вернуть регулирование в сегмент, где рыночные механизмы отлично работают?

А на рынке услуг оперирования слишком много факторов, от которых зависит цена на полувагон. Причем ситуация может меняться. И под влиянием целого ряда обстоятельств будет корректироваться и стоимость услуг операторов.

– Если в ФАС говорят о методике по оптимальной цене вагонной составляющей, то, наверное, стоит сначала выслушать мнение рынка и экспертного сообщества. Между тем для выполнения своих предписаний ФАС поставила довольно короткий срок…

– Во всяком случае, дискуссия предстоит непростая. Придется затрагивать целый ряд вопросов, связанных и с технологией железнодорожных перевозок и с порядком финансирования проектов развития инфраструктуры. Полагаю, что будет сложно в течение I квартала 2018 года прийти к какому-то согласию. Процедуры могут затянуться. Может вообще получиться так, что когда решение примут, ситуация на рынке снова изменится. И регуляторы просто будут вынуждены искать какие-то другие механизмы для устранения проблем.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру22.12.2017

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Отправить