22.12.2017


ФАС предпишет РЖД сформировать методику обоснованных ставок на полувагоны и придерживаться ее

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выдала предписание РЖД, согласно которому компания должна определить методику обоснованного ценообразования на полувагоны ФГК с учетом приоритета для внутренних перевозок, заявил журналистам замглавы регулятора Александр Редько.

"Предписание по итогам антимонопольного дела против ФГК и РЖД предполагает, что РЖД сформулируют и согласуют с Сообществом потребителей и ФАС методику расчета экономически обоснованных цен на предоставление вагонов. По этим ценам ФГК будет обязана предоставлять вагоны так, чтобы в первую очередь удовлетворить все заявки на перевозку грузов на внутреннем рынке. Отказов в перевозке быть не может! Все 100% грузов предъявленных к перевозке внутренним рынком, должны быть вывезены", - сказал А.Редько.

Он отметил, что это важно не столько с точки зрения доходов РЖД, сколько для поддержки развития экономики.

"Если для этого нужно купить вагоны - их надо покупать. По новым случаям невывоза грузов ФАС будет принимать меры антимонопольного реагирования. Развитие электронной торговой площадки по перевозке грузов - уже не только требование предписания ФАС, а норма указа (президента РФ - ИФ). Качество исполнения предписания будет оцениваться по результатам ее работы и развития", - отметил заместитель руководителя ФАС.

В начале декабря А.Редько заявлял, что антимонопольная служба планирует выдать предписание по делу о вагонных ставках, а в течение месяца - возбудит административное дело по оборотному штрафу (в соответствии с Кодексом об административных нарушениях - от 1% до 15% от оборота на этом рынке). По словам чиновника, комиссия ФАС определила, что ФГК и центр фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) РЖД нарушили законодательство о защите конкуренции, установив и поддерживая монопольно высокие цены на предоставление полувагонов в 2016 г. и в начале 2017 г.

"Ставки оперирования выросли с 400-500 руб. в сутки летом 2016 г. до 1,3 тыс. руб., а потом и выше. Это примерно эквивалентно 200-250 млрд руб. дополнительной нагрузки на экономику. В совокупности с тарифной индексацией, которая была проведена в два раза выше инфляции, за два года транспортные затраты для строительных, лесных грузов, руды и углей с начала 2016 г. выросли почти в 1,5 раза", - заявил замглавы ФАС.

При этом он напомнил, что в марте 2016 г. регулятор согласовал сделку по передаче вагонов "дочки" АО "Уралвагонзавод" (УВЗ) - "УВЗ-Логистик" (УВЗЛ) в аренду "Федеральной грузовой" (когда ставки были 400-500 руб. за вагон в сутки) с предписанием. Ключевым его условием было заблаговременное предоставление в ФАС "экономического обоснования повышения цен свыше 7,5%".

"Это предписание было грубо нарушено ФГК, цены повышались без обоснования и невзирая на неоднократные предупреждения. Часть вагонов, в том числе и арендованных у УВЗЛ, "застряли" непонятным образом в "пробке" в Кузбассе, которая, судя по всему, была рукотворной и долго не рассасывалась. Поэтому, несмотря на огромный профицит вагонов в целом на сети, действия (оператора - ИФ) привели к тому, что создался локальный искусственный дефицит в ряде регионов и отраслей", - отметил А.Редько.

"На наш взгляд, действия "Федеральной грузовой компании" могли нести существенный ущерб экономике России. Вследствие искусственно созданного дефицита цены на предоставление полувагонов резко пошли вверх, начиная с июля 2016 г., причем сведения о повышении цен на вагоны распространялись через ЦФТО. То есть сбытовая структура "Российских железных дорог", будучи агентом ФГК, оказывала влияние на цены на смежном рынке предоставления вагонов. И таким образом (они - ИФ) формально пытались обойти требования законодательства по ограничению цен", - добавил он.

А.Редько также отмечал, что повышение ставок не способствовало уменьшению долга "Уралвагонзавода" от "УВЗ-Логистик" "Новое руководство разбирается, куда деньги делись. Конечно, большая часть дополнительной прибыли, вырученная ФГК, была направлена на увеличение затрат, премиальных выплат менеджменту и никак не на приобретение нового подвижного состава, в том числе и производства УВЗ. Часть затратных договоров "Федеральной грузовой компании" просто требует дополнительного анализа и должно подвергнуться проверке соответствующих органов на предмет законности и обоснованности", - заявил чиновник.

"Рассчитываем, что обязательства, принятые руководством "Российских железных дорог" по снижению цен на услуги предоставления вагонов, и кадровые изменения, которые уже произошли в руководстве сбытовых подразделений РЖД, позволят устранить проблему и не допустят подобных нарушений в будущем", - заявил он. "Отчасти архаичные правила рынка и позволили ФГК создавать ситуации локальных дефицитов и завышать цены. Сейчас для решения этих проблем на сайте РЖД запущена ЭТП (электронная торговая площадка - ИФ) по перевозке грузов", - отметил А.Редько, добавив, что развитие ЭТП может быть частью предписания.

"Федеральная грузовая компания" - второй по величине владелец грузовых вагонов в РФ. Оператор был создан в ходе реформы железнодорожного транспорта страны на базе парка РЖД. По состоянию на 3 декабря 2017 г. в парке компании было 136,3 тыс. вагонов, включая полувагоны, крытые вагоны, платформы и цистерны. Работает представительство в Казахстане. 100% минус 1 акция компании принадлежит РЖД.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс22.12.2017

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Отправить