21.12.2017


Локомотив на всю жизнь

В 2018 году ОАО "РЖД" перейдет на закупку локомотивов по контрактам жизненного цикла. Эта новость прозвучала на круглом столе "Новые технологии в сервисе и ремонте локомотивного комплекса российских железных дорог", прошедшем в редакции "Гудка".

Компания меняет правила закупки тягового парка. По данным Дирекции тяги, в следующем году компания приобретет на новых условиях 450 локомотивов из 600 запланированных. Планы закупок в компании рассчитаны вплоть до 2025 года.

По словам заместителя генерального директора ОАО "РЖД" – начальника Дирекции тяги Олега Валинского, переход на контракты жизненного цикла (КЖЦ) будет проходить в два этапа. На первом, в 2018–2019 годах, такой контракт распространится только на магистральные локомотивы. На втором этапе, точные сроки которого пока не определены, контракты на весь срок службы будут заключаться при закупке маневровых локомотивов.

Всего ОАО "РЖД" будет приобретать в среднем 720–745 единиц тягового подвижного состава в год. Таким образом, локомотивный парк к 2025 году пополнят почти 6000 единиц новой техники. Базовыми критериями КЖЦ, уверены в Дирекции тяги, будут показатели эффективности использования локомотивов. Важнейшим считается коэффициент технической готовности – это соотношение времени в эксплуатации и времени простоя в ремонте.

Предстоящему переходу на этот вид контракта предшествовали отдельные КЖЦ, которые заключались в прошлые годы. Технический директор ЗАО "Трансмашхолдинг" Владимир Туников напомнил, что опыт заключения контрактов жизненного цикла накоплен с конца 2012 года, когда в эксплуатацию был принят первый двухсистемный электровоз серии ЭП20.

В закупочном и сервисном контракте, подписанном с компанией "Синара – Транспортные машины" на локомотив серии 2ЭС10 "Гранит", тоже были заложены основы КЖЦ, считают в Дирекции тяги. Более того, на 10 локомотивов 2ЭС6 "Синара", которые будут закуплены до конца этого года, также будут распространяться контракты жизненного цикла. Половина этих электровозов отправится на Октябрьскую дорогу, где они будут обслуживаться сервисной компанией "ТМХ", а пять останутся на полигоне Челябинск – Рыбное, под крылом СТМ.

Компания "РЖД" нуждается сегодня в инновационном тяговом подвижном составе. В Дирекции тяги только на 50% удовлетворены имеющимся локомотивным парком. Часть локомотивов, работающих на Восточном полигоне, не может выполнять те задачи, под которые они закупались у производителя.

– Мы не имеем там локомотива, который может вести поезда массой 7100 тонн. Трехсекционному электровозу 3ЭС5К "Ермак" не хватает мощности, а у электровоза 4ЭС5К с дополнительной бустерной секцией, наоборот, избыточная мощность и большая длина. Он в составе поезда уже не вписывается в размеры приемо-отправочных путей станций. Нам нужен для этого полигона трехсекционный локомотив, который сможет вести поезд массой 7100 тонн, – говорит Олег Валинский.

Руководитель Дирекции тяги рассказал и о проблеме обеспечения тягой перевозок на БАМе. Там тепловозы 2ТЭ10 различных индексов и годов выпуска после 2022 года будут массово выбывать в связи с истечением срока службы, а замены им пока нет. Сейчас на БАМ поступил локомотив 3ТЭ25К2М с дизелями GEVO, который по тяговым характеристикам должен их заменить.

По словам Олега Валинского, еще в 2016 году в Дирекции тяги составили перечень локомотивов, которые нужны компании, вместе с требуемыми техническими характеристиками. Но пока компания покупает лишь то, что выпускает наша промышленность, а ее требования к производителям остаются неудовлетворенными.

Поэтапный переход на КЖЦ при закупке маневровых локомотивов Олег Валинский объяснил чисто технической сложностью. Дело в том, что новые машины будут поступать почти в каждое депо. Пока еще не принято решение, каким образом производить расчет сервисной ставки для маневровых локомотивов и какой срок жизненного цикла им определить.

За круглым столом поднималась и еще одна проблема – маневровых локомотивов, обращающихся на путях промышленных карьеров. По словам представителя Союза участников железнодорожного рынка Евгения Дагонова, через несколько лет их надо будет списывать, так как работы по модернизации с продлением срока службы в ОАО "РЖД" с 1 января этого года уже не производятся. А покупать новые локомотивы большинству ППЖТ не по карману.

По словам первого заместителя директора Департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России Всеволода Бабушкина, в этом году производители выпустили для промышленных предприятий 153 маневровых локомотива, это почти на треть больше, чем в прошлом году. Выход из ситуации, когда модернизировать старую технику невозможно, а на новую нет средств, он видит в субсидировании государством закупки новой техники. Кстати, в этом году Минпромторг выдал 7 млн руб. субсидий промпредприятиям на покупку новых локомотивов.

До решения вопросов обновления парка маневровые локомотивы будут проходить капитальный ремонт в соответствии с нормативами, утвержденными Минтрансом России, по достижении пробега от 600 до 900 тыс. км в зависимости от серий и сроков, заданных заводом-производителем.

А на сети железных дорог общего пользования пока разрабатываются условия для КЖЦ, ранее приобретенная техника будет "доживать" свой срок в рамках старых сервисных контрактов. Но и здесь планируется изменить систему ремонта.

Первый заместитель директора проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства ОАО "РЖД" Андрей Ламкин привел пример: в этом году вместе с представителями Брянского машиностроительного завода решено ввести техническое обслуживание маневровых тепловозов ТЭМ2 и ТЭМ18 по фактическому состоянию.

В свою очередь Олег Валинский подчеркнул, что поступление на сеть новых локомотивов по контрактам жизненного цикла требует перестройки не только работы заводов-производителей, но и сервисных подразделений. Переходу на КЖЦ предшествовала подготовка производственного комплекса сервисных компаний.

Компания выделила немалые средства на капитальный ремонт и переоснащение предприятий деповского хозяйства. В этом году на эти цели потрачено 2 млрд руб., такие же вложения запланированы и на 2018 год, в течение которого капитальный ремонт будет проведен на 346 объектах. Это намного больше тех средств, которые были выделены на эти цели в 2016 году. Как известно, тогда было потрачено всего 340 млн руб.

Переход на контракт жизненного цикла – это лишь часть новых взаимоотношений между ОАО "РЖД", производителями техники, сервисными компаниями и отраслевой наукой. Изменится подход к ремонту, он будет проводиться комбинированно, по фактическому состоянию и по плану, а проектирование и производство локомотивов новых серий должно идти по согласованным с РЖД техническим требованиям. По мнению Олега Валинского, этот механизм заработает, когда все они будут работать на единую цель – повышение эффективности и безопасности перевозок.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.12.2017

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить