13.12.2017


Инертная цена

Совет потребителей услуг ОАО "РЖД" рекомендовал АО "Федеральная грузовая компания" на 500 вагонов увеличить предоставление подвижного состава для вывоза щебня из Карелии. Однако производители инертных материалов считают, что для удовлетворения спроса им необходимо в несколько раз больше, причем по пониженной цене. Этого они готовы добиваться всеми доступными способами.

Производители щебня требуют дополнительный подвижной состав. Совет потребителей услуг ОАО "РЖД" отреагировал на октябрьское письмо "ОПОРЫ России" (организация объединяет представителей малого бизнеса. – Ред.) в адрес вице-премьера Аркадия Дворковича на нехватку полувагонов в Карелии и Челябинской области. Предприниматели жаловались на то, что суточная арендная ставка на этот вид подвижного состава неподъемна для большинства карьеров (около 1,5 тыс. руб.). В свою очередь, Министерство природопользования и экологии Карелии сообщило, что из-за сокращения производства щебня производители потеряли за восемь месяцев этого года 1,2 млрд руб., а бюджет недосчитался 400 млн руб.

Производство щебня в стране в целом, по данным Росстата, выросло за 10 месяцев 2017 года на 3%. Ситуация складывается так, что ФГК предоставляет свои вагоны под погрузку по более низкой цене, чем остальные операторы. В мае компания решила, что зафиксирует цену для производителей щебня. В результате сейчас ставки на аренду у других операторов превышают уровень Прейскуранта 10-01 на 40–45%, а у "дочки" РЖД они ниже. Поэтому ее подвижной состав и востребован грузоотправителями.

Как определили эксперты совета, в Карелии для вывоза щебня не хватает порядка 500 полувагонов. Традиционно пик вывоза приходится на третий квартал года, и нехватка подвижного состава носит сезонный характер. Уже в начале 2018 года ожидается профицит на уровне 4–5 тыс. полувагонов, и ставки аренды упадут.

Как пояснили "Гудку" в пресс-службе ФГК, компания на совещании согласилась с необходимостью предоставить эти 500 вагонов для Карелии и изыщет для этого возможности.

При этом ФГК напоминает, что предоставление вагонов пришлось сократить в связи с возвратом в ноябре парка "УВЗ-Логистик" ее собственнику. Ранее ФГК управляла этим парком.

"На текущий момент доля оператора на отечественном рынке полувагонов составляет 18%, – поясняет пресс-служба. – Из-за низких ставок у компании грузоотправители в первую очередь стремятся получить вагоны ФГК, действуя через органы власти и общественные организации. Но даже в таких непростых условиях ФГК находит ресурсы для перевозки социально важного груза. В ноябре она увеличила вывоз строительных грузов из Карелии на 110%".

В Челябинской области уже проведен эксперимент по перевозке щебня на универсальных платформах с нарощенными бортами. Это позволит преодолеть сезонный дефицит.

"На наш взгляд, это перспективная перевозка, поскольку в парке платформ ожидается сезонное падение объема погрузки, и часть подвижного состава можно переориентировать на нерудные строительные материалы, – пояснила начальник Челябинского агентства транспортного обслуживания АО "ФГК" Лариса Чернова. – В ближайшее время мы планируем организовать четыре кольцевых маршрута, а в дальнейшем – отправлять до 850 платформ с щебнем в месяц".

Первый заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Анатолий Краснощек пояснил "Гудку", что компания в курсе этой ситуации.

"ОПОРА России" на совещаниях ставила вопрос о том, что им нужны самые дешевые вагоны, и мы по мере возможности им помогаем, в том числе и с помощью ФГК, – сказал Анатолий Краснощек. – Однако главный принцип здесь состоит в том, чтобы обеспечить недискриминационный доступ к железной дороге всем грузоотправителям".

ФГК пришлось вернуть другой компании 27 тыс. полувагонов, поэтому ее возможности для предоставления дешевого подвижного состава сильно сократились. Она была вынуждена всем сократить заявки на такой подвижной состав на 30%.

Генеральный директор ООО "Промнерудтранс" и руководитель комиссии по железнодорожному транспорту "ОПОРЫ России" Алексей Громовой считает, что для Карелии вопрос так и не решен.

"У нас на протяжении всего года ежемесячно не хватает 2,5–3 тыс. вагонов для вывоза щебня, поэтому это никакой не сезонный дефицит, – отмечает Алексей Громовой. – Мы полагаем, что вопрос нужно решать кардинально за счет договоров на обслуживание на год. Там должны быть прописаны цены и квоты для операторов. Сейчас владельцы железнодорожных вагонов не хотят заключать такие договоры и стремятся работать на споте. В то же время договорные отношения повысят предсказуемость перевозок и дадут возможность предпринимателям, которые выполняют важные заказы по поставке стройматериалов на государственные объекты, работать стабильно".

При этом Алексей Громовой заявил, что его организация будет и дальше добиваться предоставления необходимого парка по разумной цене через переговоры и обращения в различные инстанции.

"Речь сейчас идет не о фактическом отсутствии вагонов, а об отсутствии вагонов по цене, которую грузоотправители считают оптимальной, – замечает заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. – ИПЕМ проводил в середине ноября опрос рынка: 70% участников рынка назвали критическим увеличение ставок операторов на уровне до +20% по отношению к Прейскуранту 10-01. По оценкам ИПЕМ, ставки операторов уже несколько месяцев стабильно превышают этот рубеж, в ряде случае в два раза".

По его словам, жалобы на отсутствие вагонов были актуальны в августе-сентябре, когда наблюдался сезонный пик погрузки, а не в самом конце года. На данный момент ситуация нормализовалась, и, по оценкам ИПЕМ, эта тенденция продолжится. Но в любом случае всем грузоотправителям действительно целесообразнее переходить на долгосрочное контрактование, так как это в интересах всех сторон: и ОАО "РЖД", и операторов, и грузоотправителей, и экономики в целом, замечает Владимир Савчук.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок13.12.2017

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить