23.10.2017


РЖД в случае продажи Трансконтейнера хотят направить часть средств на создание аналога с вагонами и контейнерами

ОАО "Российские железные дороги" в начале следующей недели представит в министерство экономического развития РФ официальную позицию по условиям продажи принадлежащих компании 50% + 2 акции ПАО "Трансконтейнер", сообщил журналистам вице-президент РЖД (курирует в компании вопросы корпоративного управления дочерними и зависимыми обществами, управления и распоряжения имуществом) Андрей Старков.

"Мы свою позицию сформировали, направим в понедельник-вторник, и у них будет шорт-тайм для формирования консолидированной позиции и отправки ее Игорю Ивановичу (первому вице-премьеру Шувалову - ИФ)", - заявил топ-менеджер в кулуарах заседания Совета по железнодорожному транспорту СНГ. Как сообщалось ранее, 5 октября первый вице-премьер РФ поручил ведомствам представить мнения по условиям продажи актива на "конкурентных условиях". Стандартный срок для исполнения таких поручений - месяц.

"Мы уже у себя согласовали (позицию - ИФ). Она во многом повторяет те подходы, которые ранее озвучивали. Мы в своем письме подтверждаем неизменность логики. Если будет принято решение о продаже, то настаиваем на том, что (реализовываться - ИФ) должен единый пакет, единым лотом должен продаваться, должен быть открытый аукцион", - сказал А.Старков.

"И мы хотим получить право на создание второго оператора, который будет иметь в своей собственности и вагоны, и контейнеры. Это (должен быть - ИФ) полноценный оператор, в рамках той же бизнес-модели, которая есть у "Трансконтейнера". Мы - за развитие конкурентного рынка. У нас достаточно в холдинге компетенций в сфере организации подобного полноценного полномасштабного бизнеса контейнерных перевозок, которые включают в себя как услуги оператора, так и экспедирования", - подчеркнул он.

Скорее всего, это будет "отдельное юридическое лицо", добавил топ-менеджер. "Мы в этом плане проходим по формату проектного финансирования и управления. Готовы внести свое имущество туда, финансовые ресурсы. Тем более что мы хотим средства, которые будут выручены у нас от продажи "Трансконтейнера", направить ровно на это", - заявил А.Старков.

Возможный объем этих средств вице-президент "Российских железных дорог" не назвал, поскольку он будет зависеть от объема инвестиционной программы по созданию нового оператора. "К сожалению, возможности наших производителей с точки зрения производства тех же 80-футовых платформ, которые наиболее эффективно зарекомендовали себя в этом бизнесе, довольно ограничены", - сказал он.

При этом, по словам А.Старкова, РЖД будет настаивать на квалификационных требованиях к претендентам. "Мы заинтересованы в том, чтобы на этот рынок пришел квалифицированный инвестор. Утрата компетенций в сфере контейнерных перевозок для нас была бы критична: мы зарабатываем не только на операторском бизнесе, а в том числе на использовании инфраструктуры, это значительные доходы. Управлять таким активом чрезвычайно сложно. Квалификационные требования там должны быть обязательно", - заявил вице-президент РЖД, уточнив, правда, что их должно определить правительство.

По мнению топ-менеджера, претенденты на актив, о которых известно к этому моменту, подпадают под определение квалифицированных инвесторов, включая Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), который может прийти с качественным международным партнером в этой отрасли. Помимо РФПИ интерес к "Трансконтейнеру" ранее в той или иной степени выражали группа "Сумма" Зиявудина Магомедова (которая уже владеет через структуры FESCO 25,07% железнодорожного оператора), UCL Holding Владимира Лисина, группа "Дело" Сергея Шишкарева, Global Ports. "В рамках организации торгов, я полагаю, что мы создадим те условия, когда квалифицированные игроки будут максимально широко представлены (на них - ИФ)", - заявил А.Старков.

"Мы за максимальное количество конкурентов, лишь бы это было полезно грузоотправителю. И в наших предложениях настаиваем на том, что, если будет продан "Трансконтейнер", то мы заинтересованы в стабильной предсказуемой цене на комплексную услугу перевозки, не только по цене на инфраструктуру. Грузоотправителя интересует сквозная ставка - сколько вообще стоит перевозка, из какого набора элементов она состоит - оператора, экспедитора, перевозчика. Поэтому поведенческие условия будущему покупателю могут быть определены", - добавил вице-президент РЖД.

Также А.Старков, отвечая на вопросы журналистов, сообщил, что "скорее всего", для продажи 50% + 2 акций "Трансконтейнера" "Российские железные дороги" "будут предлагать англо-голландский аукцион" - "сначала "вверх" на повышение цены, если не пошло - дальше "вниз". "Другой вопрос, что будет являться стартовой ценой. Для этого мы предлагаем привлечь профессионального консультанта, который нам поможет отмониторить рынок и правильно организовать торги", - отметил он. "Мы хотим получить максимальные средства, поэтому правильный выбор начальной цены аукциона является критичным", - сказал А.Старков.

Говорить о сроках продажи актива и реалистичности ее проведения до конца 2017 г., топ-менеджер не стал. "Мы находимся в высочайшей стадии готовности, у нас нет ограничений", - заявил он. От комментариев по поводу оценки активов вице-президент "Российских железных дорог" отказался.

"С учетом free float акций, которые у "Трансконтейнера" обращаются, биржевая оценка индикативна не будет. Я бы ориентировался на фундаментальные параметры бизнеса. Мы прогнозируем, что результаты работы оператора по итогам 2017 г. будут качественно выше, чем темпы роста рынка", - также добавил топ-менеджер. Он подчеркнул, что такой рост показателей, говорящий о качестве корпоративного управления, подогревает интерес претендентов.

При этом А.Старков заявил, что процедура реорганизации непосредственного владельца 50% + 2 акции "Трансконтейнера" - АО "Объединенная транспортно-логистическая компания" (ОТЛК, в нем у "Российских железных дорог" 99,84% акций) "с юридической точки зрения не накладывает ограничений на продажу его пакета акций". Этот вопрос, по словам топ-менеджера, перевозчик "тщательно взвешивал". "Конечно, нам было бы выгоднее и более комфортно продавать после процедуры реорганизации. Там есть для нас определенные налоговые истории, но в любом формате бенефициаром будет бюджет РФ. Нас будет трудно упрекнуть в том, что в случае одного или другого варианта бюджетная система РФ получит налогов больше", - заявил вице-президент РЖД.

Кроме того, А.Старков прокомментировал возможные действия второго крупного миноритария "Трансконтейнера" - НПФ "Благосостояние" (учрежден при участии "Российских железных дорог"). "Надо разделить вопрос на две истории: есть тот пакет, который приобретен непосредственно "Благоостоянием" в рамках закона об НПФ и своей инвестиционной декларации, и есть те пакеты, которые приобретены управляющими компаниями, являющимися профессиональными участниками рынка ценных бумаг. В отношении них у фонда есть разные права по управлению. То есть, если кто-то приобретает этот пакет, то автоматически возникает обязанность по выставлению оферты. Соответственно, и управляющие компании, и фонд будут принимать решения, что им выгодно (продавать пакет или остаться в активе - ИФ)", - пояснил топ-менеджер.

Комментируя предложение министерства транспорта РФ перед продажей доли РЖД в "Трансконейнере" вывести из него его терминалы, А.Старков отметил: "Мы рассматривали этот вопрос. По моему поручению на совете директоров, который состоялся в среду, "Трансконтейнер" докладывал о значимости и роли терминального бизнеса в своей бизнес-модели. Доходность терминального бизнеса с точки зрения маржинальности по группе, да, незначительная, но в целом его значение для бизнес-модели (ж/д оператора - ИФ) является критичным: это добавляет очень большой синергетический эффект. Это точка встречи с клиентом. Мы не считаем правильным изъятие терминального бизнеса из "Трансконтейнера", - сказал топ-менеджер.

Похожим образом он ответил и на вопрос о вероятности выхода "Трансконтейнера" из каких-либо дочерних активов перед продажей контрольного пакета акций оператора. "Покупатели должны понимать, что они покупают - это принципиальный момент. Мы продаем пока ""Трансконтейнер" в том виде, как он есть. Да, возможно, в последующем, с учетом каких-то отдельных историй могут быть еще какие-то нюансы. Но, по крайней мере, сейчас, решений о значительном изменении структуры корпоративного периметра и бизнес-модели, не предполагается", - подчеркнул он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс23.10.2017

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Отправить