21.10.2017


Двойная экономия

Вагоны уйдут под чужой груз.

Акционерное общество "НК "Казахстан темир жолы" (КТЖ) для экспортных перевозок зерна нового урожая привлекает парк российского оператора ЗАО "РусАгроТранс" (РАТ).

Как уточнили в КТЖ, прогнозируемая погрузка зерна в октябре составит около 850 тыс. тонн, в том числе на экспорт – 600 тыс. тонн, в ноябре и декабре – до 1 млн тонн, в том числе на экспорт около 650 тыс. тонн. По словам президента компании Каната Алпысбаева, в перевозке нового урожая будет задействовано порядка 10 тыс. зерновозов, что обеспечит перевозку до 1 млн тонн зерна в месяц при условии соблюдения оборота вагонов. Сейчас на сети работает порядка 9 тыс. вагонов, из них более 6 тыс. 252 единиц находится в управлении АО "Астык Транс" (стопроцентная "дочка" РАТ) и 1 тыс. 650 – других собственников. В третьей, пиковой декаде октября для отгрузки планируется привлечь еще 1 тыс. зерновозов российского оператора.

Пресс-секретарь "РусАгроТранса" Александр Чернов отказался прокомментировать, как отвлечение парка соотносится с планами по перевозке российского зерна и на какой срок зерновозы будут переданы в распоряжение КТЖ. Однако в АО "Астык транс" сообщили, что компания создавалась в первую очередь для казахстанского рынка и выполняет свои обязательства, обеспечивая 50% экспортных перевозок. Но в октябре в качестве вагонной помощи для перевозки зерна будет дополнительно привлечен собственный парк РАТ – как единственного акционера компании и только на пиковый период, а не на постоянной основе. "В прошлом году российские вагоны в большей степени присутствовали у нас на рынке. Но сейчас в России также собрали рекордный урожай, и практически все зерновозы российских операторов работают на своей территории. Кроме того, наши частные перевозчики, наоборот, переместились на российский рынок, где ставки выше и работать более выгодно. Это своего рода взаиморасчеты. И если в Казахстане будет отгружаться какая-то иностранная компания, то это будет РАТ и мы", – говорит начальник отдела маркетинга АО "Астык Транс" Еркен Алимкулов.

По его словам, совместного парка двух компаний для перевозки зерна в республике вполне достаточно, но и его не будет хватать из-за падения оборота вагонов. Сверхнормативные простои возникают в большей степени из-за грузоотправителей или трейдеров, которые несвоевременно заказывают суда на подачу в портах или когда собственники элеваторов предъявляют к перевозке некачественное зерно. "У нас два основных направления – порты Азово-Черноморского бассейна и казахстанский Актау в направлении Ирана. Объемы перевозок в этом году сопоставимы с прошлогодними, но качество зерна получше и на него есть спрос. Поэтому планируем привлечение дополнительного парка зерновозов", – отметил Еркен Алимкулов.

В то же время, как отметил директор Департамента породовой погрузки и выгрузки подвижного состава "КТЖ- Грузовые перевозки" Даулетбек Нигметов, падение оборота вагонов в пиковые периоды наблюдается регулярно из-за задержки в портах. И нет никаких рычагов воздействия, кроме бумажной переписки и личных договоренностей.

Как считает генеральный директор ООО "Технотранс" Виктор Чуйкин, отвлечение парка российских зерновозов для перевозок в соседнюю республику не вполне оправданно, когда есть собственные потребности. По планам Минсельхоза РФ в этом году планируется перевезти на экспорт от 43 до 45 млн тонн зерна.

"Поэтому сейчас для нас первоочередная задача – вывозить российские объемы. У компании есть договоренности с Оренбургской, Челябинской областями и Омским регионом на перевозки зерна до казахстанского порта Актау. И здесь тоже возникают проблемы, 260 вагонов "Технотранса" более двух недель стоят в порту в ожидании выгрузки и еще 160 – на подходе к Актау. Дело даже не в погодных условиях, банально не хватает судов, нужно строить флот. Хотя случалось, что и пограничники на трое суток закрывали границу по техническим причинам. То есть на оборот вагонов при экспортных перевозках через Казахстан влияет пресловутый человеческий фактор", – говорит Виктор Чуйкин.

При этом КТЖ не только экономит на вагонах, но и зарабатывает еще и на тарифах на инфраструктуру, хотя они дешевле, чем в России. Технотранс оплачивает провоз груженого вагона от границ России до Актау, резюмировал эксперт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152021.10.2017

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Отправить