12.10.2017


РЖД допускают ежегодный выход на международный рынок долга в ближайшее время

ОАО "Российские железные дороги" допускает ежегодный выход на международный рынок заимствований в ближайшей перспективе.

"С точки зрения валюты не значит, что мы ничего не будем делать. Мы, возможно, будем выкупать то, что уже есть на рынке, или какие-то выпуски, по которым сроки подходят, в том числе и в 2020 г., будем размещать что-то новое. Потом, мы будем смотреть, какая ситуация будет с процентными ставками - на локальном рынке в том числе", - заявила замглавы департамента корпоративных финансов РЖД Татьяна Орлова на встрече с инвесторами в преддверии размещения рублевых еврооблигаций (запись имеется в распоряжении "Интерфакса").

Так она ответила на вопрос, будет ли компания что-то "делать на рынке капитала в валюте в ближайшие два года" в связи с тем, что у монополии нет погашений валютного долга до 2020 г. "Ближайшие крупные валютные выплаты у нас состоятся только в феврале 2018 г. Мы будем гасить выпуск в швейцарских франках. Объем - порядка 450 млн. Для нас это комфортно: мы недавно закрыли сделку в швейцарских франках на локальном рынке и сформировали себе "валютную подушку" ликвидности. Таким образом, мы сейчас полностью готовы к тому, чтобы пройти это погашение, а затем у нас до 2020 г. нет никаких валютных погашений. И те объемы ликвидности, которые у нас есть (по договоренностям - ИФ) с крупнейшими локальными банками, достаточны, чтобы покрывать наши обязательства вперед на несколько лет", - сказала менеджер.

"Объем валюты (в долговом портфеле - ИФ) завязан на том, какой объем валютной выручки компания получает. Но мы также работаем над тем, чтобы увеличивать объем транзитной выручки. Если она будет позволять закрывать хеджированием больший объем, то, безусловно, мы для себя эту возможность оставляем. Скорее всего, где-то раз в год будем выходить на международный рынок - по нашим оценкам", - заявила Т.Орлова.

"Практически все заимствования в иностранной валюте у нас захеджированы в швейцарских франках - это вторая валюта (дохода - ИФ), в которой мы получаем выручку по транзитным операциям", - отметила она на встрече. "Что касается выручки в швейцарских франках, она варьируется - зависит от объема транзита. Это может быть от 450 до 800 млн ежегодно. Этого достаточно, чтобы обслуживать и гасить наши обязательства. (На этом - ИФ) у нас построены финансовые модели, они проверены аудиторами - Ernst&Young", - добавила Т.Орлова.

"Кроме того, у РЖД есть дивидендный поток в евро от французского логистического оператора GEFCO. Для нас GEFCO - это, прежде всего, финансовое вложение. Компания была приобретена в декабре 2012 г. и это была, наверное, одна из самых эффективных инвестиций. Ее покупали за 800 млн евро, сейчас эта сумма гораздо больше, в том числе - позволяет хэджировать наши заимствования в евро", - сказала менеджер. Суммарный объем годовой выручки GEFCO - около 4 млрд евро.

"Мы владеем 75% (акций компании - ИФ). У нас нет конкретных планов по продаже GEFCO, но на определенном горизонте мы можем совершенно спокойно до 25% минус 1 акция продать, потому что нам для контроля выручки достаточно. Покупали 75%, потому что это тогда было условием, хотя можно было, в принципе, покупать 51%. Все зависит от конъюнктуры, от источников финансирования инвестиционной программы. Возможно, какие-то решения по частичной продаже пакета будут реализованы в виде конкретных решений совета директоров компании", - добавил на встрече первый вице-президент "Российских железных дорог" Вадим Михайлов.

По его словам, руководство монополии исходит из того, что у нее "нет долгосрочной стратегии" в отношении доли валюты в долговом портфеле. "(Сложно - ИФ) сказать, какой будет курс рубля к доллару через год. К сожалению, мы все здесь работаем, как говорится, "с рук", "с плеча". То есть смотрим, что происходит, и принимаем иногда достаточно быстрые решения", - отметил топ-менеджер.

"Мы учитываем то, что - что было за последние несколько лет - иметь большой объем валюты в портфеле не всегда хорошо. Все прекрасно это понимают, чем это может кончиться. Поэтому придерживаемся цифры 36-38%", - уточнил В.Михайлов. "Если по какой-то причине рубли станут неинтересны, а валюта станет супердоходной, мы не исключаем, что можем "перевернуться" и начать увеличивать долю валюты. Но пока такого тренда нет. И, наоборот, последние выпуски, которые мы делали, де-факто рефинансируя доллары, частично закрывали их рублями", - заявил он.

"Есть конкретные истории с поведением транзита. (Исходя из того - ИФ), как ведет себя транзит, как ведет себя казахский транзит, будет понятно, насколько ты можешь себе позволить вообще иметь валютные заимствования на определенном горизонте. (Пока же - ИФ) - считаешь срок до погашения с разбивкой по годам, чтобы не иметь никаких приключений ни с открытой валютной позицией, ни с девальвацией валюты", - отметил он.

Что касается размещения рублевых евробондов, то, по мнению В.Михайлова, "выходить на международный рынок и предлагать российскую валюту" - "это очень красивая история". "Это выглядит, во-первых, достаточно патриотично, с другой стороны имеет глубокий смысл: мы уходим от валютных рисков. Да, у нас есть GEFCO, есть транзитная выручка, но мы не нефтяная компания, получающая выручку в валюте. Поэтому, если есть группа разумных инвесторов, которая понимает, что долгосрочные перспективы России очень серьезны, они покупают рубли. (В последние годы - ИФ) люди с большим удовольствием покупают рубли, даже понимая те возможные флуктуации, которые были с курсами и так далее", - заметил топ-менеджер.

"В рамках последних выпусков у нас порядка 70% (бумаг - ИФ) было распределено среди иностранцев. И нам было очень приятно увидеть американских коллег - чего мы совершенно не ожидали - с очень крупными заявками в несколько миллиардов, (такие объемы - ИФ) крупные и для локального рынка. Мы видели много инвесторов из Азии. И, в том числе, есть большие ожидания, что компания еще придет и предложит именно рубли. Потому что сейчас те уровни доходности, которые есть по рублям, достаточно привлекательны для инвесторов", - сказала в этой связи Т.Орлова. "Мы видим, как происходят торги на "вторичке" с нашими бумагами - как локальными, так и международными, и по ряду международных выпусков ликвидность гораздо больше. Больше участников - больше интереса, мы его будем поддерживать", - добавила она.

В.Михайлов также заметил, что иностранных инвесторов интересует возможности компании "продолжать демонстрировать повышение эффективности на достаточно высоком горизонте", понятная структура грузопотоков, предсказуемая тарифная политика, "желательно на несколько лет". "Мы будем пытаться зафиксировать тариф на несколько лет, по крайней мере, предлагать это правительству и Федеральной антимонопольной службе РФ, чтобы иметь предсказуемость для грузоотправителей. Они видят, что деньги, которые собирает компания, направляются на "расшивку" "узких мест", (что позволяет - ИФ) получать дополнительную выручку, поступательный рост и положительную динамику основных финансовых показателей", - сказал он.

"Ключевой будет являться, наверное, возможность сохранения части прибыли для реинвестирования в инвестиционные проекты. Поэтому будем в своей долгосрочной программе настаивать на том, чтобы прибыль, остающаяся у компании, будет направляться на инвестиционную программу для "расшивки" "узких мест", - добавил первый вице-президент РЖД.

Говоря о доходах монополии, В.Михайлов отметил, что большой вклад вносят "мероприятия по повышению эффективности деятельности". "Программа, которую президент компании Олег Белозеров развернул с момента своего прихода в компанию с сентября 2015 г., дает очень существенные результаты. У нас только по I полугодию 2017 г. экономия к плану 32 млрд руб., на фоне оптимизационных мероприятий 2016 г. - в районе 61 млрд руб.", - отметил топ-менеджер.

"То есть в первый год, когда существенно развернули программу по повышению эффективности, были сомнения, насколько долго компания позволит себе сокращать расходы без ущерба для технологии. Ну вот, третий год подряд мы демонстрируем, что можем это делать. Более того, мы экономим гораздо больше средств, просто часть (их - ИФ) мы направляем на капитальные ремонты, которые были недофинансированы в предыдущий период, чтобы сократить тот дефицит, который сложился в предыдущий период", - подчеркнул он.

В четверг "Российские железные дороги" разместили 7-летние евробонды на 15 млрд руб. под 7,9% годовых, сообщил "Интерфаксу" источник в банковских кругах. Первоначальный ориентир доходности выпуска составлял 7,9-8%, размещение прошло по его нижней границе. По предварительным данным, спрос на евробонды компании в ходе сбора заявок превысил 36 млрд руб. Организаторы размещения - "ВТБ Капитал", Barclays и Sberbank CIB. Road show выпуска проходило с 9 октября в Москве и Лондоне.

РЖД в 2017 г. - самый активный российский заемщик на международных рынках капитала, компания выходит на рынок еврооблигаций уже четвертый раз за год. В этом году монополия разместила выпуски евробондов на $500 млн, 15 млрд руб. и 450 млн швейцарских франков. Доходность 7-летнего рублевого выпуска, который "Российские железные дороги" разместили в феврале, составила 8,99% годовых.

По итогам I полугодия 2017 г. чистый долг компании составил 972 млрд руб., показатель чистый долг/EBITDA был равен 2,1. Целевым ориентиром для компании является соотношение чистого долга к EBITDA на уровне не выше 2,5, долю валютных заимствований в портфеле РЖД планируют удерживать в пределах 40% (по итогам I полугодия - 34%).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс12.10.2017

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Отправить