11.10.2017


Транспорт уравняют в правах

Как стало известно "Гудку", комитет по транспорту и строительству Госдумы РФ направил в различные органы исполнительной и законодательной власти для внесения предложений законопроект, предлагающий уравнять ответственность ОАО "РЖД" за нарушение сроков доставки грузов с коллегами по Евразийскому экономическому союзу ЕАЭС и альтернативными видами транспорта. Сбор замечаний к документу продлится до 20 октября.

Перевозчики будут отвечать за срок доставки груза по мировым стандартам. Напомним: в июле группа депутатов нижней палаты парламента подготовила законопроект "О внесении изменений в ст. 97 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта РФ". Предлагается размер пени, взыскиваемой с перевозчика за каждые сутки просрочки доставки грузов, порожних вагонов и контейнеров, установить на уровне 6% от провозной платы, при этом общая сумма пени не должна превышать 50%. Разумеется, в том случае, если перевозчик не смог доказать, что срыв сроков доставки произошел не по его вине. Сейчас суточная пеня и максимальная сумма ответственности составляют 9% и 100% от провозной платы соответственно. То есть на 12-е сутки доставка становится бесплатной. При этом на воздушном и внутреннем морском транспорте размер ответственности не превышает 50% провозной платы. А при перевозке автотранспортом, в свою очередь, сроки доставки и размер пени устанавливаются в договорном порядке.

В ОАО "РЖД" считают, что перемены в этой области назрели давно. Количество просрочек доставки на железнодорожном транспорте значительно выросло после передачи вагонного парка операторским компаниям. К примеру, сейчас под погрузку подается вагон конкретного владельца, в связи с этим при наличии на станции порожних вагонов, готовых обеспечить погрузку, подсылаются другие вагоны, что вызывает "затаривание" железнодорожной станции. При этом возможности инфраструктуры за последние годы существенно не увеличились, а средства, которые могли бы пойти на ее ремонт, возвращаются главным образом владельцам вагонов в виде пени за просрочку доставки.

"Речь идет не о снижении ответственности, а о выравнивании условий с другими видами транспорта и другими железнодорожными перевозчиками в рамках ЕАЭС – условия функционирования должны быть конкурентными, – сообщили в РЖД. – В международном праве при перевозках по нормам Соглашения о международном грузовом сообщении (СМГС) пеня устанавливается в размере 6% за каждый день просрочки, но не более 30% от суммы провозной платы. В рамках консультативного совета при "Единой России" депутаты предложили распространить такой вариант и на внутрироссийские перевозки. Была идея максимально гармонизировать международное законодательство с российским и установить одинаковую ответственность, так как подвижной состав, инфраструктура и условия приема груза к перевозке для внутренних и международных перевозок одинаковы. Однако в финальной на сегодняшний день версии документа порог составляет 50%".

К слову, в Белоруссии и Казахстане суточная пеня составляет 6 и 5% от провозной платы, но не более 30 и 50% соответственно. Разработчики законопроекта в пояснительной записке к нему подчеркивают, что изменение ответственности перевозчика позволит привлечь дополнительные средства на развитие локомотивного хозяйства, строительство и ремонт инфраструктуры, что автоматически скажется на увеличении скорости доставки грузов.

"При этом документ не отменяет права грузоотправителей и грузополучателей на качественную и своевременную доставку и не исключает применения к перевозчику мер ответственности, установленных как внутренним, так и международным законодательством", – говорится в пояснительной записке.

Один из авторов законопроекта, член комитета ГД по транспорту и строительству Владимир Афонский, пояснил "Гудку", что после сбора всех отзывов и предложений документ изучит правовое управление Госдумы, после чего его включат в примерную программу законотворчества.

"Первое чтение законопроекта, как предполагается, пройдет в декабре, после чего мы ожидаем рассмотрения поправок – их, скорее всего, будет немало, так как документ вызвал весьма оживленную дискуссию", – подчеркнул господин Афонский.

Эксперты считают инициативу своевременной. По словам президента НП "Гильдия экспедиторов" Семена Резера, для улучшения ситуации на рынке грузоперевозок стоит не только уравнять перевозчиков в условиях работы, помимо прочего необходимо тщательно изучить все причины, по которым происходят задержки доставки грузов, и стараться максимально нивелировать их влияние.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок11.10.2017

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Отправить