09.10.2017


Северному широтному ходу составили дорожную карту

Оценочный инвестиционный потенциал развития транспортной инфраструктуры Северного широтного хода (СШХ) составляет 1 трлн руб.

Магистраль на вечной мерзлоте

С результатами сделанных расчетов относительно стоимости проекта ознакомил на заседании круглого стола "Перспектива строительства железнодорожного Северного широтного хода и его влияние на освоение шельфовых месторождений" руководитель представительства Ямало-Ненецкого автономного округа в Санкт-Петербурге Александр Палагин.

Правда, эти расчеты включали в себя дополнительные участки, которые в ЯНАО хотели бы подключить к Северному широтному ходу. Сама же магистраль представляет собой связку между Северной и Свердловской железными дорогами. Таким образом, когда речь идет СШХ, то имеется в виду комплексный проект, включающий в себя:

? реконструкцию подходного пути к станции Обская;

? строительство железнодорожного участка, ведущего к будущему автомобильно-железнодорожному мосту через р. Обь;

? создание железнодорожного участка Салехард – Надым;

? сооружение моста через р. Надым;

? реконструкцию и достройку путей, расположенных на линии Надым – Пангоды – Коротчаево.

Целесообразность проекта

Как отметил президент Союза строителей железных дорог Геннадий Талашкин, целесообразность строительства СШХ продиктована целым рядом факторов. По его словам, прежде всего необходимо решить проблему перегруженности существующего южного маршрута, выходящего на Транссибирскую магистраль. Его может взять на себя СШХ.

Кроме того, России требуется транспортная артерия для обеспечения развития месторождений полезных ископаемых Ямало-Ненецкого автономного округа. Ее строительство будет способствовать социально-экономическому развитию ЯНАО, а также поможет оптимизировать логистику грузоотправителей. В целом проект может иметь солидный мультипликативный эффект.

На пути к концессии

Как было отмечено на круглом столе, проект СШХ находится на старте. Переломным моментом стало подписание 19 октября 2016 года соглашения о совместной реализации проекта по строительству СШХ между ОАО "РЖД" и правительством ЯНАО. 30 марта 2017-го ОАО "РЖД" об этом же договорилось с ПАО "Газпром".

Правда, до инвестиционной стадии проект СШХ еще не дошел. Однако составлена дорожная карта его реализации. Она предполагает несколько этапов. Сначала проект рассмотрят на заседании межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожного транспорта. Затем отберут партнера – частного инвестора – для участия в уставном капитале СПК-концессионера. Он, в свою очередь, представит свои предложения о заключении концессионного соглашения в правительство РФ.

После вынесения решения уполномоченным органом можно будет приступить к разработке предварительного ТЭО проекта. Оно должно пройти независимый технологический и ценовой аудит. После одобрения проекта правительством РФ планируется заключение концессионного соглашения концессионера и концедента. В дорожной карте роль первого отведена специальной проектной компании (СПК) – ООО "СШХ", а второго – Росжелдору.

Затем ожидаются соглашения, необходимые для реализации проекта, с ЯНАО, "Газпромом", РЖД и кредиторами. А на финише – подписание акта финансового закрытия СПК-концессионера.

Сложная модель

Как рассказал начальник центра государственно-частного партнерства Газпромбанка Алексей Чичканов, инвестиционный проект "Создание железнодорожного Северного широтного хода Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево и железнодорожных подходов к нему" предусматривает модернизацию и строительство железнодорожной инфраструктуры в северном широтном направлении общей протяженностью около 498 км. Основная задача – соединить Северную и Свердловскую железные дороги, а также реконструировать подходы к ним.

Самостоятельно решить ее ОАО "РЖД" не может: требуется слишком большой объем инвестиций. Поэтому к проекту необходимо подключить сторонних инвесторов. И оптимальный вариант для этого – концессия.

По словам А. Чичканова, участок СШХ Обская – Пангоды планируется реализовать в форме концессионного соглашения с платежным механизмом, основанным на концепции минимального гарантированного дохода, а также предусматривающим капитальный грант.

В целом же организационно-правовая модель проекта сочетает в себе концессионную и неконцессионную формы на разных участках инфраструктуры. И такой вариант позволяет наиболее гибко учесть текущий статус подготовки различных объектов, входящих в единый инфраструктурный комплекс проекта, а также интересы вовлеченных в него сторон (ПАО "Газпром", ЯНАО, ОАО "РЖД" и РФ).

Распределение ролей

Таким образом, роли при реализации проекта предполагается распределить следующим образом:

ОАО "РЖД" создаст СПК, которая подаст заявку частной концессионной инициативы в правительство РФ, заключит соглашения о совместной реализации проекта с "Газпромом" и ЯНАО. ОАО "РЖД" также определит объемы финансирования реконструкции подходов к СШХ (примыкающих участков Коноша – Лабытнанги Северной железной дороги и Пангоды – Коротчаево Свердловской железной дороги) и обеспечит сквозную технологию перевозочного процесса по магистрали.

Росжелдор подпишет соглашения о взаимодействии с ЯНАО и "Газпромом" и примет на себя обязанности концедента.

ЯНАО обеспечит финансирование создания автодорожной части моста через р. Обь и предоставит участки под строительство СШХ (железнодорожная часть моста создается за счет финансирования в рамках концессии).

"Газпром", со своей стороны, должен включить в свою инвестиционную программу финансирование работ по реконструкции железнодорожного участка Надым (Хорей) – Пангоды.

Ориентировочный срок ввода объектов в эксплуатацию – не позднее I квартала 2023 года.

Банкуемость проекта

Как отметил А. Чичканов, для того, чтобы он оказался привлекательным для частных инвесторов, должны сложиться следующие условия:

? Поддержка проекта на государственном уровне;

? Софинансирование проекта предложено осуществить через капитальный грант и применение платежного механизма на основе минимального гарантированного дохода;

? Наличие предварительных договоренностей с ключевыми грузоотправителями;

? Предоставление финансирующим организациям стандартных механизмов обеспечения на основе концессионного соглашения (приоритет возврата заемного и банковского финансирования перед акционерным, полный возврат средств старших кредиторов, включая накопленные проценты при расторжении концессионного соглашения по любой причине).

Вопросы, требующие решения

Для того, чтобы механизм концессии заработал успешно, целесообразно заключение с основными грузоперевозчиками обязывающих контрактов на перевозку на основе принципа ship-or-pay, сообщил А. Чичканов.

По его словам, в настоящее время АО "Корпорация развития" ЯНАО фактически на свой страх и риск начало строительство одного из участков СШХ – моста через р. Надым. Однако пока не определен механизм передачи этого объекта будущему концессионеру.

Еще один деликатный момент: требуется найти решение в отношении риска несоблюдения сроков строительства на участках Северной железной дороги и участке Пангоды – Коротчаево: если их не удастся состыковать, то не удастся загрузить СШХ запланированными объемами грузоперевозок. Этот риск должен принять концедент.

Кроме того, еще не определен акционерный состав ООО "СШХ". Как полагают эксперты, в него могут войти также инвестиционные фонды, в том числе зарубежные крупные банки и российские компании.

В свою очередь, как заверили участники круглого стола, у российских строителей есть все необходимое для технологического обеспечения проекта. Имеется и опыт строительства железнодорожной инфраструктуры в условиях вечной мерзлоты.

Круглый стол "Перспектива строительства железнодорожного Северного широтного хода и его влияние на освоение шельфовых месторождений" прошел в рамках VII Петербургского международного газового форума. Его модератором выступил главный редактор журнала РЖД-Партнер Александр Ретюнин. Подробнее о ходе реализации проекта СШХ читайте в очередном выпуске журнала РЖД-Партнер.

Грузовая база проекта СШХ, по данным экспертов, к 2025 году может составить 23,9 млн т в год. В зоне СШХ расположено более 15 месторождений, которые в перспективе могут образовать дополнительный грузопоток. Предполагается, что его сформируют, в частности, ПАО "Газпром", ОАО "НОВАТЭК", ЗАО "Роспан Интернешнл", ПАО "СИБУР Холдинг".

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру09.10.2017

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Отправить