29.12.2016


Путин к марту ждет доклад о целесообразности субсидий на покупку полувагонов

Президент РФ Владимир Путин поручил "дополнительно рассмотреть" вопрос о целесообразности субсидирования в 2017 году затрат на приобретение "инновационных" грузовых полувагонов в рамках программ поддержки отдельных отраслей промышленности, говорится на сайте главы государства.

Соответствующий доклад должен быть представлен до 1 марта. Ответственным за это назначен премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Вопрос следует проработать "с учетом анализа рынка по предоставлению грузовых вагонов в периоды высокого спроса".

Проанализировать формирование цен на такие услуги по итогам III квартала и II полугодия 2016 г. должны будут до 15 февраля Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ совместно с министерством транспорта РФ и министерством промышленности и торговли РФ. Ведомствам предписано "обратить особое внимание на динамику (в том числе - в предыдущие годы - ИФ) и факторы изменения рентабельности операционной деятельности операторов грузовых вагонов, а также цен на грузовые вагоны".

Вагоностроение оказалось в центре внимания правительства после падения производства подвижного состава по сравнению с пиком спроса в начале 2010-х гг. В конце 2015 г. Минтранс запретил курсирование грузовых вагонов, срок службы которых продлевался после 1 января 2016 г. Исключение было сделано для цистерн, перевозящих некоторые пищевые продукты, кислоты и химические грузы, рефрижераторных вагонов, вагонов-термосов, вагонов-ледников, вагонов-дизель-электростанций, вагонов-транспортеров, платформ для перевозки гусеничной и колесной техники, а также подвижного состава, включаемого в хозяйственные поезда и предназначенного для обслуживания ж/д инфраструктуры.

В 2016 г. также было решено субсидировать предприятиям части затрат на выпуск "инновационного подвижного состава" (вагонов с улучшенными техническими характеристиками), чтобы повысить его продажи "за счет скидки, предоставляемой потребителям при условии списания грузовых вагонов". На эти цели в бюджете закладывалось в 2016 г. до 3 млрд руб. Еще до 7 млрд руб. было решено направить на субсидирование самих покупателей вагонов, а именно части затрат при приобретении подвижного состава.

Сохранение в 2017 г. субсидий для производителей и покупателей вагонов в РФ в объеме 2016 года благотворно отразилось бы на состоянии участников отрасли, заявлял, например, журналистам гендиректор "Уралвагонзавода" (УВЗ), глава наблюдательного совета Объединения вагоностроителей (ОВС) Олег Сиенко. Именно ОВС, в состав которого помимо УВЗ входят практически все крупные компании того же профиля, год назад было инициатором "запрета на продление".

До этого в начале ноября партнерство направило письмо вице-премьеру РФ Аркадию Дворковичу с просьбой поддержать предложение, чтобы продлить именно субсидирование производства "инновационных" полувагонов на 2017 г. "Можно сделать вывод, что специализированный подвижной состав занимает малый сегмент рынка, и субсидирование производства данного типа, по нашей оценке, не возымеет должного экономического эффекта и не повлияет на дальнейшее оздоровление рынка вагоностроения", - отмечало при этом ОВС, добавляя, что вопрос о бюджетных ассигнованиях на специализированные вагоны целесообразно рассмотреть в конце 2017 г.

Однако уже в конце ноября О.Сиенко заявил, что субсидирование по специализированным вагонам также обсуждается. И если оно будет утверждено, то средства на такой парк будут входить в общую сумму выделяемых государством денег. А в середине декабря "Коммерсантъ" написал, что в 2017 г. правительство, напротив, готово отказаться от массовой поддержки производителей вагонов: такой вывод газета делала на основе содержания подготовленного министерством экономического развития плана поддержки экономики.

"В (нем - ИФ) субсидии покупателям "инновационного" подвижного состава (5 млрд руб. на 16,7 тыс. вагонов, или 300 тыс. руб. на вагон) ограничены только специализированными вагонами с повышенной нагрузкой на ось (25 тонн) и теми видами вагонов, на которые в 2016 г. не распространили запрет на эксплуатацию при продлении срока службы", - отмечало издание, добавляя, что поддержка не коснется полувагонов с улучшенными техническими характеристиками.

Из "неинновационных" предлагается распространить ее, в частности, на цистерны для пищевых, кислотных и химических грузов, рефрижераторы, вагоны-ледники, термосы, платформы для техники. При этом, правда, собеседник газеты в отрасли заявил, что полувагоны еще могут быть возвращены в итоговый вариант документа.

Влияние принятых решений описали аналитики "Атона". "С конца 2014 г. было списано около 120 тыс. полувагонов (самого массового вида подвижного состава - ИФ), и 35 тыс. было куплено операторами. Это означает, что нетто-списания составили 85 тыс. вагонов, или 15% от общего парка", - отмечала инвестиционная компания. В целом, по данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в январе-ноябре выпуск грузовых вагонов вырос примерно на треть.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс29.12.2016

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Отправить