23.12.2016


Контейнерный режим

Несмотря на то, что рынок контейнерных перевозок России достаточно мал, на нем уже сформирована необходимая инфраструктура и определены основные игроки. Однако в связи с экономическими и политическими событиями именно этот сегмент рынка больше всего подвержен колебаниям. О том, каким был 2016 год для контейнерного рынка рассказал генеральный директор MB-FESCO TRANS Леонид Шляпников.

– Леонид Валерьевич, какие основные тенденции произошли на рынке железнодорожных контейнерных перевозок в 2016 году?

– Контейнерные перевозки – это хороший маркер изменений, происходящих в экономике страны, в общем, и развития российской индустрии перевозок по железной дороге, в частности. В контейнерах, в основном, доставляются потребительские товары и грузы повышенной стоимости, приходящие по морским линиям или обеспечивающие транзит грузов на длинные расстояния с плечом более 1500 км.

В результате валютного кризиса и введения санкций рынок контейнерных перевозок в 2015 году обвалился. По различным оценкам импорт просел на 35-40%, и до сих пор находится в "зажатом" состоянии. Первое полугодие демонстрировало еще большее снижение потребительского спроса, но затем в течении 2-3 месяцев рынок добрал необходимые объемы. Одновременно с этим, подешевевший рубль усилил интерес к российской продукции, которая конкурентна на международных рынках – минеральное сырье, металл, продукция химической промышленности, продовольствие и сельскохозяйственное сырье, древесина и целлюлозно-бумажная продукция. Однако сдерживающими факторами для роста экспортного контейнерооборота являются стоимость логистики, недостаточное развитие инфраструктуры и отсутствие прямых дотаций по поддержке предприятий-экспортеров.

– Изменились ли направления грузопотоков?

– Новый геополитический и экономический режим, существенно повлияли на каналы дистрибьюции потребительских товаров внутри РФ. Производители и торговые организации, которые занимаются поставками продукции и сырья в регионы, стремятся максимально снизить свои издержки.

Сегодняшний тренд демонстрирует переход от традиционных цепочек массовых поставок с использованием региональных центров накопления для последующей розничной реализации к прямым поставкам клиентам более мелких грузовых партий от двери до двери. Такой подход позволяет в полной мере использовать контейнерную модальность.

Нельзя не отметить, что в результате снижения объемов импорта и изменения структуры и логистики сложившихся материковых внешнеторговых коридоров, происходит развитие и интенсификация мультимодальных перевозок внутри России и между странами СНГ. При этом во многих сегментах контейнеры вытесняют традиционную доставку в вагоне за счет более коротких сроков транспортировки и, в случае с регулярными поставками, становятся конкурентными по отношению к автоперевозке за счет большей грузоподъемности. Таким образом, контейнер позволяет грузовладельцу существенно сократить объем товарного запаса в точке конечного распределения товара.

Активно растет импорт широкой линейки грузов, товаров народного потребления и продуктов из Китая. Одновременно с этим вырос и активизировался железнодорожный транзит через Белоруссию, Казахстан и Россию.

– Какие изменения, по Вашей оценке, произошли в структуре российского контейнерного бизнеса?

– На фоне стремления грузовладельцев оптимизировать затраты на логистику произошло вытеснение посредников-экспедиторов. Можно отметить существенное снижение количества тех, кто работает с контейнерами, их укрупнение и более тесную интеграцию с операторами сервиса.

– Как Вы считаете, есть ли на российском рынке контейнерных перевозок место для новых игроков?

– Рынок сформировался и устоялся, основные игроки отстроили необходимую инфраструктуру. Глобальные игроки оценивают рынок России как высоко-рискованный и не рассматривают массовое насыщение рынка своим контейнерным оборудованием.

– Какой прогноз можете дать на 2017 год?

– Практически невозможно сейчас строить точные прогнозы. До полной отмены санкций не произойдет существенных сдвигов в отношении торговых потоков внутри РФ, и даже после отмены взаимных ограничений с Западом, с учетом низкой стоимости нефти и текущего курса национальной валюты внешнеторговые связи будут развиваться уже в существенно видоизмененном виде.

Очевиден также факт активного развития железнодорожного транзита грузов в контейнерах из Китая в Восточную Европу. Рынок морских перевозок в определенном смысле достиг дна своей себестоимости. В этих условиях активное развитие транзита становиться еще более конкурентным за счет снижения сроков доставки.

Таким образом, контейнерная логистика на железной дороге внутри Таможенного союза и в отношении континентального транзита, будет находиться в активной динамике роста и развития еще как минимум 2-3 последующих года.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру23.12.2016

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Отправить