21.12.2016


Пространство общего рынка

Парламентарии ЕС на пленарном заседании в Страсбурге проголосовали за внедрение мер, либерализующих железнодорожный рынок Евросоюза. Это решение ознаменовало собой окончание четырехлетнего процесса адаптации и принятия поправок в законодательство, регламентирующее работу европейских железных дорог.

Европейский парламент принял "рыночную опору" четвертого железнодорожного пакета. Парламентарии одобрили "рыночную опору" четвертого железнодорожного пакета (см. справку) – ряд мер, призванных обеспечить равный доступ на железнодорожную сеть для всех операторов ЕС. Они пересматривают директиву по вопросам управления 2012/34 и положение 1370/2007 правил оказания госуслуг (PSO) и будут опубликованы в официальном журнале ЕС в ближайшие дни. Вторая и заключительная часть пакета принята вслед за "технической опорой", утвержденной весной и вступившей в силу с июня текущего года.

"Эти меры будут способствовать завершению создания единого европейского железнодорожного пространства, открывая для конкуренции внутренние железнодорожные пассажирские рынки, повышая беспристрастность операторов инфраструктуры и укрепляя национальных железнодорожных регуляторов", – отметили в Европейской комиссии.

"Рыночная опора" внедрит открытый доступ к внутренним пассажирским перевозкам с начала 2020 года, а обязательные конкурентные торги по железнодорожным госконтрактам – до конца 2023-го. Прямое присуждение контрактов в обход тендера останется возможным лишь для подрядов на сумму менее 7,5 млн евро при прохождении не более 0,5 млн км. При этом такие контрактные обязательства сторон должны будут включать требования, определяющие минимальные стандарты частоты сообщения, пассажировместимости и пунктуальности, а также характеристики подвижного состава.

Как ранее сообщал "Гудок", в январе 2013 года Европейская комиссия выдвинула шесть законодательных предложений (по три на каждую "опору"), формирующих четвертый железнодорожный пакет. После долговременных обсуждений весной текущего года принята "техническая опора" четвертого железнодорожного пакета – новые общие правила, регламентирующие обеспечение безопасности на сети ЕС. Они должны упразднить избыточные национальные нормативы, а также существенно облегчить работу международным операторам, освобождая их от бюрократической волокиты на уровне отдельных стран.

"Рыночная опора" предусматривает открытие рынка для внутренних пассажирских перевозок и управления железнодорожной инфраструктурой, регламентирует присуждение государственных контрактов и общие требования к бухгалтерии железнодорожных предприятий. В целом эти меры направлены на повышение эффективности и конкурентоспособности железных дорог в рамках создания единого европейского железнодорожного пространства.

В Еврокомиссии отметили, что крупнейшим железнодорожным операторам придется стать более конкурентоспособными, чтобы успешно соперничать с новыми участникам рынка. "Конкуренция будет стимулировать железнодорожные компании более чутко реагировать на потребности клиентов и сделать поезда лучшей альтернативой автомобилям или самолетам. Пассажиры смогут выиграть за счет более низких тарифов, в частности, на коммерческих линиях", – сообщили в ЕК.

Комиссар ЕК по вопросам транспорта Виолетта Булк подчеркнула, что, постепенно открывая внутренние рынки для конкуренции, четвертый железнодорожный пакет позволит европейским операторам более оперативно отвечать на запросы рынка и потребительского спроса. "Он также гарантирует госорганам получение наилучшей стоимости за государственный счет при присуждении контрактов на общественные услуги. Это должно побудить европейцев к более широкому использованию железных дорог и способствовать созданию более устойчивой мобильности. Однако открытие рынка не будет осуществляться за счет работников, поскольку пакет содержит необходимые инструменты, чтобы обеспечить сотрудникам адекватный уровень защиты", – отметила она.

В Еврокомиссии считают, что четвертый железнодорожный пакет заложит основу для привлечения инвестиций, стимулирующих рост железнодорожных предприятий, что позволит создать новые рабочие места. "Социальными аспектами не будут пренебрегать: существующие обязательные правила по защите персонала на уровне ЕС и национальном уровне будут применяться после открытия рынка", – заключили в ЕК.

Исполнительный директор Сообщества европейских железнодорожных компаний и операторов инфраструктуры (CER) Либор Лохман приветствовал завершение принятия четвертого пакета, отметив его необходимость. "Эти законодательные акты консолидируют нормативную базу, которая должна расширить возможности железнодорожных компаний и позволить им выполнять свои обязательства наилучшим образом", – подчеркнул он.

Справка "Гудка"

После публикации Белой книги (свод законов ЕС) в 2001 году Еврокомиссия организовала реформу европейского железнодорожного пространства в три этапа, известных под названием "железнодорожные пакеты". Первый из них – пакет железнодорожной инфраструктуры – принят в 2001 году. Второй (2004) предусматривает ускорение строительства европейской железнодорожной сети. Третий пакет, принятый в 2007 году с отсрочкой применения до 2010-го, направлен на создание конкурентного рынка услуг пассажирских перевозок.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.12.2016

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Отправить