07.12.2016


Белозеров: РЖД работает без субсидий и с прибылью

Белозеров: РЖД работает без субсидий и с прибылью Об итогах деятельности Российских Железных Дорог, деятельности комиссии по транспорту РСПП рассказал в интервью Олег Белозеров, президент АО "РЖД".

- Каким был 2016-ый год для РЖД, ранее делались прогнозы о том, что в этом году прибыль может вырасти в три раза. Какие факторы обеспечили такой рост ?

- Год был непростой, он еще не закончился, еще есть время, с одной стороны немного подправить то, что хотелось бы подправить. С другой стороны, конечно же, мы уже видим, что первое полугодие отличается очень серьезно от второго.

Если в первом полугодии у нас был очень существенный рост перевозки грузов. У нас действительно росла прибыль, то второе полугодие оказалось несколько хуже, сентябрь был даже со снижением погрузки, но сейчас мы опять стабилизировались, и в целом по году мы планируем выйти с приростом, где-то, наверное, в 0,5 процента.

В отношении прибыли, мы не думали, что так сильно изменится структура грузоперевозок. Дело в том, что у нас уходят высокодоходные грузы, в связи с принятыми решениями, с правильными решениями, это налоговый маневр, касающийся нефтяных грузов.

Соответственно сейчас будет выпускаться больше "светлых" нефтепродуктов, а мазут уходит из производства. Это снижает нашу грузовую базу. Поскольку, в прейскуранте у нас заложено перекрестное субсидирование, это были достаточно высокоэффективные, высокодоходные грузы, соответственно, у нас образовался недостаток в доходах почти на 90 миллиардов рублей. И мы эти 90 миллиардов компенсируем сейчас за счет нашей эффективной работы.

РЖД в этом году не получает субсидий, и мы планируем всю эту цифру закрыть и выйти на плановую показатели порядка 1 миллиарда рублей прибыли. При этом есть еще в производстве такой нюанс, в первое полугодие, обычно, не производится ряд текущих расходов, которые потом влияют на баланс, и поэтому картинка в ряде случаев в первом полугодие достаточно высокая прибыль, к концу года она снижается. Это абсолютная закономерность, поскольку, начинают производиться ремонтные работы на нашей инфраструктуре, это, прежде всего, июль, август, сентябрь, октябрь, когда мы сдаем работы и, соответственно у нас в балансе это уже выходит на более-менее приемлемые цифры. Соответственно, отработаем без субсидий, с прибылью, которая у нас заложена в плане.

- Какие показатели ожидаете по итогам года по пассажирским перевозкам?

- По пассажирским перевозкам РЖД демонстрирует действительно хорошие показатели, если последних несколько лет у нас цифры падали, у нас падал и пассажиропоток и количество перевезенных пассажиров. В последние месяцы уходящего года мы видим, что эта тенденция носит обратный характер. У нас идет прирост, и он является устойчивым.

Отличаются дальние перевозки, ближние перевозки – все показатели у нас улучшаются. По некоторым направлениям, рост превышает 30%. Это поезд "Сапсан", населенность его составляет 86%. Это практически как городское метро. С такой населенностью работает этот поезд.

Очень большой популярностью пользуются дневные экспрессы. Это те поезда, которые идут не более 5-6 часов между городами, они очень комфортные, и, соответственно, продажи выросли почти на 25%.

По другим направлениям. У нас пошел прирост по зарубежным перевозкам, не очень большой, ну, где-то порядка 7% мы планируем увидеть цифру по концу года.

В целом прирост будет 1%, включая огромную, большую цифру по пригороду. Тенденция по приросту пассажирских перевозок, для нашей страны очень важна. Это значит люди опять начали пользоваться транспортном, это значит, что возрастает потребность в передвижении, это значит бизнес начинает более активно работать, ну, и в том числе, растет внутренний туризм.

- А если говорить про тарифы, как они могут измениться в следующем году?

- Беспрецедентные решения принимаются по системе налогообложения в железнодорожном транспорте. Соответственно, эти решения нам позволят в следующем году повысить плату. Мы на сегодняшний момент видим, это будет где-то, наверное, 3,5%, это ниже инфляции обязательно будет, и по отдельным категориям будем стараться предлагать продукты, ценовые продукты, чтобы они даже в ряде случаев не росли. Ну, средняя цифра будет где-то 3-3,5%.

- Это мы говорим про пассажирские перевозки?

- Про пассажирские перевозки.

- Как могут измениться тарифы по грузовым перевозкам?

- По грузовым перевозкам мы сейчас обсуждали разные предложения, соответственно будут вопросы, касающиеся индексации. Хочу напомнить, что в этом году мы эффективную ставку не выбираем, индексацию нам провели на 9%, мы договаривались, что эффективная ставка будет не более, чем 7,4%, но на сегодняшний момент это до 4%.

РЖД не выбрали дополнительный объем, соответственно хотели бы, чтобы этот показатель каким-то образом был компенсирован. Механизм, как это можно было бы сделать, мы это сейчас обсуждаем. При этом, ряд решений наших, помогли грузоотправителям, то есть, это такие сбалансированные решения.

Мы увеличили за последние 2 года скорость почти на 20% в перевозке грузов. Соответственно, это снизило себестоимость перевозки. Мы посчитали, что в районе 2% могло бы дать нам дополнительной индексации. И мы хотели бы, чтобы эти цифры попали в нашу программу. Основные показатели зависят, конечно же, как было принято решение – меньше инфляции. Другое дело, что сверху, какие составляющие могли бы появиться, этот вопрос обсуждается.

- В январе 17-ого года истекает срок действия экспортной надбавки. Вы считаете, что необходимо ее продлевать дальше?

- Мы считаем, что продлить действие надбавки необходимо было бы на год, в течение года доработать механизмы, более четкие, иные, при направлении грузов на экспорт. При этом, мы уже не сегодняшний момент понимаем, что по ряду грузов мы обязательно уберем эту надбавку, у нас есть возможность, у нас есть скидочный механизм. В настоящее время в РЖД идет дискуссия по предоставлению скидки на грузовые перевозки до 25%. Сейчас мы попросили по высокодоходным грузам снизить, дать возможность нам маневрировать до 50%. Соответственно, по ряду грузов экспортных, мы хотим поддержать наших коллег, мы понимаем, для нас любой груз на железной дороге очень важен. Мы будем давать такие скидки, чтобы наши коллеги были конкурентоспособны.

- А что это за грузы, если не секрет?

- Это удобрения, мы будем отдельно рассматривать, это уголь в разных классификациях, тоже будем рассматривать. И такой механизм, именно действий через скидки, а не только через прейскурант, дает возможность нам более гибко реагировать на то, что происходит на рынке. Поскольку, коллеги наши не ограничены и соответственно зависят от того, бывают более выгодные условия, менее выгодные условия, прейскурант – такая жесткая позиция, там достаточно тяжело принимать решения. Скидочный механизм, он дает нам возможность принимать решения уже в процессе реализации, где-то помогать коллегам, ну, а где-то, если есть дополнительная возможность им оказать помочь, мы считаем, что этот механизм тоже должен работать.

- Как сейчас идут переговоры о предоставлении финансирования по строительству высокоскоростной магистрали Москва-Казань, и когда эта дорога будет запущена, как идет проектирование?

- Мы активно проектируем, и считаем, что по результатм проектирования мы более четко и точно сможем понять наши риски. Ориентировочный срок запуска проекта 2022-23 год. В переговорах по финансированию активно участвуют наши китайские коллеги. Они также активно работают в качестве подрядчиков, проектировщиков на этом проекте. Они являются одним из участников консорциума проектирования высокоскоростной магистрали. При этом, коллеги из Франции осуществляют надзор за проектированием, а немецкие коллеги нам предлагают еще одну часть финансирования. Сейчас мы ведем активные консультации, для того, чтобы в рамках финансовой модели получить лучшую модель объединения усилий для реализации этого проекта. К проекту очень высокий интерес. Мы считаем, что у этого проекта, вообще у высокоскоростного движения действительно хорошее будущее.

- Впереди новогодние праздники, по вашим ожиданиям, какие направления будут наиболее популярны?

- На новый год россияне традиционны в своих предпочтениях, кто-то, вероятно, поедет на юг, всплеск в этот промежуток времени у нас есть. Кто-то едет к родственникам, кто-то едет попутешествовать. Соответственно, мы по всем нашим традиционным направлениям предоставляем дополнительные услуги, у нас будут определены дополнительные маршруты, для того, чтобы пассажир почувствовал себя комфортно. Мы постараемся создать пассажиру праздничное настроение.

- Будет ли РЖД радовать пассажиров приятными ценами и скидками на билеты?

-В РЖД работают разные бонусные программы.

- Потому что, авиакомпании наоборот взвинчивают цены в новогодние праздники. Вы такой практики не придерживаетесь?

- Практика бывает разная, практика динамического ценообразования, она достаточно сложная. Вопрос в том, когда ты покупаешь билет. Можно купить билет за длительный промежуток времени и получить максимальную скидку. Если бежишь уже за несколько дней, то соответственно, в рамках этой системы, билеты становятся дороже. Но, все равно мы стараемся, чтобы ценовая доступность на железнодорожном транспорте была, конечно, очень удобная.

-Что вы планируете в ближайшее время сделать, для улучшения сервиса?

- Программа по улучшению сервиса - это действительно большая программа, 2016-ый год у нас был годом пассажира. Было реализовано 230 мероприятий, охвачены, практически, все составляющие пассажирских обустройств, пассажирского движения. Мы меняем подвижной состав, мы обучаем наших проводников, мы работаем с обеспечением качественной пищей, мы имеем определенное количество нареканий и вопросов в этом направлении.

Улучшаем графики движения, изменяем систему контроля и уборки вокзалов, платформ, чтобы практически все составляющие были для человека комфортны. Мы стараемся создать удобную среду, человек попадая на железную дорогу, пассажир должен понимать, что ему комфортно и работать, если он хочет работать, у него такая возможность есть, если он хочет отдохнуть, значит должна быть такая возможность. В том числе это электронная доступность к подключению сетям Wi-Fi, это и покупка билетов в электронном виде, практически весь спектр стараемся изучать по обращениям наших пассажиров и стараемся совершенствовать.

- А если говорить про Wi-Fi, то уже во многих поездах доступна эта услуга?

- 21 состав у нас оборудован, еще ведется сейчас дооборудование. В следующем году тоже уделим этому вопросу большое внимание. Есть технические вопросы, поскольку, необходима станция, их расположение, поезд в ряде случаев идет быстро, нужна специальная система передачи данных, мы эту систему совершенствуем. На сегодняшний момент на вокзалах порядка 80-ти вокзалов в этом году мы дооборудовали. Проверяли – качество приема на вокзалах хорошее, а вот в динамическом движении еще технически необходимо дорабатывать.

- Сколько локомотивов вы планируете купить в следующем году?

- Порядка 450-ти. Мы сейчас уточняем, может быть, 425, 407 в зависимости от того, какую модель мы примем по развитию и замене локомотивного парка. Мы очень серьезно отнеслись к повышению производительности труда, мы сейчас с нашими коллегами машиностроителями обсуждаем вопросы, как более эффективно использовать ту технику, которая у нас есть на сегодняшний момент. Соответственно, численность и количество закупаемого нового локомотивного парка, она снижается. Производительность и объем перевозки грузов у нас не снизится, еще и увеличится. Цифры приблизительно такие.

- Вы возглавляете комиссию по транспорту и транспортной инфраструктуре РСПП. Что было за последний год сделано комитетом, комиссией, для улучшения ситуации в этой непростой сфере для России?

- Комиссия работает, причем, работает очень активно. Мы подготовили и обсудили вопросы по внутреннему водному транспорту. Наши предложения были внесены в перечень поручений президента по итогам заседания Госсовета РФ по вопросам внутреннего водного транспорта. Мы начали с того, что дали оценку и рассмотрели стратегические транспортные документы. Для того, чтобы понять, в какой точке мы сегодня находимся. Как внешняя, внутренняя ситуация влияет на баланс транспортный внутри нашей страны.

Еще одно заседание было посвещено субсидированию пассажирских перевозок. В призму взяли авиацию, приняли ряд индивидуальных решений в части авиации. При этом, наверное, ключевой вопрос, который всех нас волновал - это общая система мотивации поддержки государством пассажирских перевозок. Поскольку, с нашей точки зрения, более четко нужно определять индивидуальные направления. Где должна работать авиация, какой сегмент, какой социальный слой необходимо вычленять, где есть такие регионы, где кроме водного транспорта тоже ничего не существует. В ряде случаев это, конечно же, поддержка и пригорода и железнодорожного движения.

Все эти меры должны носить комплексный, взаимодополняющий характер, для того, чтобы пассажиру жителю РФ было максимально удобно.

При этом, в текущем режиме мы рассмотрели порядка 80-ти законопроектов. У нас есть такой механизм, мы проводим опросы, комиссии, подкомиссии, если нужно отдельно собираются, после этого мы готовим заключение и направляем Александру Шохину, для того, чтобы обобщить и дальше направить, чтобы наше мнение было услышано.

- Эффективная транспортная инфраструктура – это один из компонентов интеграции на постсоветском пространстве, с которым Россию также связывает и единая ширина колеи. Какие многосторонние соглашения сейчас рассматриваются этим как раз комитетом РСПП?

- Мы столкнулись в своей деятельности с таким вопросом, что, как вы сказали, в ряде стран мы, как РЖД и наши коллеги транспортники, готовы были предлагать комплексные услуги, при этом мы выдавали не одну услугу, на примере РЖД мы можем и построить и эксплуатировать инфраструктуру и проектировать. При этом стройка включает в себя различные элементы. В том числе поставку шпал, рельс, различных систем управления, некоторые страны заказывают, в том числе и поставку локомотивов и вагонов. И получалось так, что наши компании на рынках третьих стран между собой не эффективно конкурировали. Соответственно мы договорились о том, чтобы предварительное лучшее предложение нам нужно сделать на какой-то площадке. И выбрали однозначно такую площадку здесь в РСПП, где соответственно проводим обсуждение наших проектов, с коллегами консультируемся, выбираем тот формат оптимального поведения, участия в процедурах, которые проводят наши коллеги в других странах.

- Минэкономразвития рекомендовало включить в план приватизации пакет РЖД на 2017-19-ые годы. Как вы считаете, будет ли в этот период необходимая, благоприятная конъюнктура на рынке?

- Вопрос приватизации для РЖД не только в благоприятной конъюнктуре, прежде всего, должны быть созданы предпосылки, для того, чтобы РЖД могли функционировать, как нормальное акционерное общество. В том числе, ключевым элементом является и формирование политики сбыта. С этим связаны вопросы прейскуранта.

Должны быть предсказуемые цены, цены не должны быть убыточными. Мы должны на определенный промежуток времени четко понимать наши взаимоотношения с нашими покупателями. Пока ряд документов еще не сформирован.

В том числе, нужно уточнить налоговые условия функционирования, ну и механизм наполнения уставного капитала РЖД. На сегодняшний момент финансирование ряда строек проводится через предоставление субсидий в уставный капитал РЖД, уставный капитал увеличивается.

Соответственно, нужно понимать, как к этим вопросам будут относиться потенциальные акционеры, в некоторой степени это размытие той доли, которую изначально инвесторы планировали вкладывать в этом направлении. Пока эти вопросы до конца не урегулированы. И еще вопрос в объеме тоже, как правильно это делать – поэтапно, когда целесообразно было бы закончить. При этом мы знаем отношение инвесторов к нам, мы чувствуем это отношение через выпуск, продажу, размещение наших облигаций. У нас самые низкие ставки, мы хороший гарантированный заемщик. Коллеги отмечают нашу эффективную работу, и, соответственно приходят к нам в таком формате. Поэтому, мы предложили еще ряд элементов, может быть, форм приватизации, выпуск через привилегированные акции. Поэтому, я думаю, что еще в процессе обсуждения мы к этому вопросу вернемся.

- А как идут переговоры по продаже доли в "Трансконтейнере"?

- Коллеги соакционеры вышли с предложением, мы рассмотрели на сегодняшний момент 7 потенциальных вариантов подхода, но однозначной позиции пока нет. Все-таки "Трансконтейнер" - это определенный вид монополии. Монополия – это мы, мы – РЖД. Поэтому, продавать монополию куда-то, ну, есть ряд известных высказываний, что нет ничего хуже, то есть, монополия – это плохо, но нет ничего хуже, если эта монополия частная. Соответственно, вот мы сейчас планируем свое видение внутри не только правления РЖД, но и вынести на комитеты, совет директоров, пообсуждать такой вариант подхода к "Трансконтейнеру". Мы считаем, что при создании хороших конкурентных условий, если будет конкуренция, то коллеги заработок нам обеспечат. Поскольку, будут конкурировать и привезут больше грузов. А вот с наличием монополии получается так, что мы не влияем или не сможем влиять на принимаемые решения, и это может просто привести к убыткам РЖД. Мы это сейчас исследуем, считаем, что так нельзя поступить.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Вести Экономика07.12.2016

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Отправить