08.12.2016


Перевозчик единый и неделимый

ОАО "РЖД" и Минэкономразвития на XVI конференции "Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство" представили свое видение Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок. РЖД в перспективе допускают либерализацию цен на железнодорожные перевозки и создание отдельной локомотивной компании с продажей ее миноритарного пакета акций. Минэкономразвития, со своей стороны, планирует оставить за РЖД роль единственного перевозчика, отвечающего за ситуацию на сети. До конца этого года спор должен решить вице-премьер Аркадий Дворкович.

ОАО "РЖД" и Минэкономразвития разошлись относительно перспектив либерализации железнодорожной отрасли. Как сообщил на пленарной сессии конференции старший вице-президент ОАО "РЖД" Сергей Мальцев, компания предлагает реализовывать преобразования на железнодорожном транспорте последовательно, в два этапа. Необходимость второго зависит от реализации первого.

Прежняя Целевая модель рынка грузового железнодорожного транспорта, в которой и были обозначены пути реформирования отрасли на пять лет, была принята в 2010 году и закончила свое действие в конце 2015-го. Весь 2016 год регулирующие органы и участники рынка согласовывали цели и подходы преобразований на следующие пять лет.

"Сейчас главной проблемой для РЖД является долговременный тренд нехватки инвестиций в основные фонды, необходимые для воспроизводства и развития железнодорожной инфраструктуры общего пользования, – подчеркнул Сергей Мальцев. – При этом объем вложений инвестиций на капитальный ремонт инфраструктуры ниже на 10–25% среднемирового уровня, что делает финансовую модель компании неустойчивой и снижает конкурентоспособность железных дорог".

На первом этапе для того, чтобы получать достаточную сумму для инвестиций, предполагается набор мер, который не носит характера кардинальной ломки существующей системы. Это корректировка тарифной системы, снижение степени перекрестного субсидирования перевозок дешевых грузов за счет дорогих, программа сокращения затрат ОАО "РЖД", изменение законодательства, которые помогут снизить расходы на содержание инфраструктуры. Также возможно создание отдельных бизнес-единиц внутри холдинга "РЖД", чтобы четко понимать расходы на каждый вид деятельности: содержание инфраструктуры, ее ремонт, перевозка.

Однако если необходимого увеличения инвестиционных возможностей таким образом достичь не удастся, то нужно будет переходить ко второму этапу.

Он также состоит из двух шагов. На первом этапе создается дочерняя компания ОАО "РЖД", куда передаются все локомотивы. Статус дочерней компании предполагает жесткие бюджетные ограничения. Второй шаг включает либерализацию перевозочных цен, установление их на договорной основе с грузоотправителями. Естественно, это влечет за собой полный отказ от перекрестного субсидирования. Также возможна продажа миноритарного пакета акций перевозочной "дочки", что повысит ее эффективность и создаст условия для появления конкурентного рынка локомотивной тяги.

"Такая схема создаст возможность последовательной реформы отрасли, не будет необходимости принимать конфликтующие между собой решения", – уверен старший вице-президент ОАО "РЖД".

С первым этапом реформирования, в том числе и с созданием отдельных бизнес-единиц в РЖД, согласен директор департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Ярослав Мандрон.

Однако, как подчеркнул чиновник, министерство в вопросах реформирования выступает с более консервативных позиций. Позиция РЖД в отличие от министерской подает рынку сигнал, что через несколько лет с высокой долей вероятности ситуация кардинальным образом изменится. "Железная дорога – это сервисная отрасль, которая обслуживает промышленность, и она не должна создавать ситуацию неопределенности", – полагает Ярослав Мандрон.

По его мнению, необходимо разделить грузовой железнодорожный тариф на два отдельных: инфраструктурный и локомотивный, и локомотивный постепенно очистить от классов грузов, переложив эти расходы на инфраструктуру.

"Мы считаем, что это не должно привести к росту тарифа, который платит грузоотправитель РЖД за услугу локомотивной тяги и услугу по перевозке грузов, – пояснил глава департамента. – Но это позволит частным компаниям вкладываться в покупку локомотивов, притом что контроль и управление ими на сети останутся за ОАО "РЖД".

Так как на сети уже существуют частные поездные формирования (операторские компании, которые владеют локомотивами), то, по мнению представителя Минэкономразвития, возможно провести эксперимент и посмотреть, смогут ли они реально выполнять функции перевозчика на той инфраструктуре, которую уже занимают. По его результатам будут видны перспективы либерализации в будущем.

Как пояснил Ярослав Мандрон, окончательную точку в дискуссии по Целевой модели рынка (а в данном случае это вопросы либерализации локомотивной тяги и сколько этапов должно быть в модели) до конца года должно поставить совещание под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича, которое должно состояться в ближайшие дни.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок08.12.2016

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Отправить