07.12.2016


Цены пополам

Правление Федеральной антимонопольной службы РФ приняло решение о расширении нижнего предела тарифного коридора ОАО "РЖД" с 25 до 50 для грузов 2-го и 3-го тарифных классов.

Новое решение ФАС призвано помочь РЖД привлечь высокодоходные грузы. "Расширение коридора дает РЖД возможность проявлять максимальную гибкость при определении стоимости перевозок, чтобы компания могла привлечь максимальное количество грузов на железную дорогу", – отмечают в антимонопольном ведомстве.

По словам генерального директора АО "Институт экономики и развития транспорта" (ИЭРТ, дочернее предприятие ОАО "РЖД") Федора Пехтерева, расширение рамок тарифного коридора позволит железнодорожникам более оперативно принимать решения по привлечению дополнительных объемов грузов.

"Мы сможем своевременно реагировать там, где конъюнктура рынка существенно повышает стоимость продукции, которую мы перевозим. То есть в одном случае мы должны по справедливости повышать тариф, в другом – своевременно удешевлять грузоперевозки. Это крайне положительный фактор, с каждым таким решением мы все ближе подходим к справедливому транспортному рынку, на котором все виды транспорта работают в равных условиях", – считает гендиректор ИЭРТ.

Но у этой медали есть и другая сторона, отмечает топ-менеджер, не стоит забывать и о надбавках. Сейчас есть противники этого инструмента, но, по мнению эксперта, всегда надо исходить из реальной рыночной конъюнктуры: если кто-то получает дополнительные преимущества в виде дополнительного спроса, если введение надбавки обосновано экономически – это надо использовать.

"Также надо иметь в виду возможность применения скидок для 1-го тарифного класса. Некоторые эксперты рынка считают введение скидок для тех же угольщиков роскошью: мол, уголь и так едет. С моей точки зрения, это неправильная позиция. Мы должны выстраивать хорошие, партнерские отношения с нашими клиентами, неприемлемо считать, что грузоотправители никуда не денутся. Мы должны создавать условия работы, которые будут удовлетворять интересам обеих сторон, в этом случае мы всегда будем находить у них понимание и поддержку", – резюмировал Федор Пехтерев.

Аналитики также уверены, что решение ФАС положительным образом скажется на конкурентоспособности железнодорожного транспорта, однако серьезного увеличения объемов перевозок ждать не стоит.

"В текущих экономических условиях при выборе вида транспорта для перевозки товара грузоотправители руководствуются рядом совокупных факторов, – отметил руководитель отдела исследований грузовых перевозок департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Александр Слободяник. – К ключевым из них можно отнести не только стоимость транспортировки, но и скорость, соблюдение сроков доставки. К сожалению, по некоторым факторам, несмотря на предпринимаемые значительные усилия со стороны ОАО "РЖД", железнодорожный транспорт не в состоянии конкурировать с автомобильным".

Кроме того, считает эксперт, по информации самих железнодорожников, с начала текущего года, в том числе с помощью применения тарифного коридора, на железнодорожный транспорт с автомобильного было переключено около 5 млн тонн грузов. Однако примерно половина из них – промышленное сырье и строительные материалы, которые относятся к низкодоходным грузам.

Грузоотправители планируют побороться за скидку.

"Это крайне привлекательная возможность для всего рынка, – отметил главный специалист по транспорту ПАО "Химпром" Георгий Давыдкин. – Разумеется, мы сделаем все возможное, чтобы претендовать на этот коэффициент. По 2-му тарифному классу мы, к примеру, вывозим хлор по железной дороге. Часть грузов 3-го класса мы вывозим автотранспортом, естественно, если у нас будет возможность получения хорошей скидки к тарифу РЖД, эти грузы перейдут на железную дорогу. Естественно, железнодорожники за понижающий коэффициент попросят гарантированные дополнительные объемы вывозимых грузов – для нас тут все будет зависеть от требуемого увеличения. Если взять тот же хлор – мы и так его полностью вывозим по железной дороге, здесь у нас мало пространства для маневра. Впрочем, у нас есть планы по расширению производственных мощностей в 2017 году, так что в коридор попасть постараемся".

Эксперты рынка считают, что в настоящее время сложно точно спрогнозировать, какой это решение будет иметь эффект для рынка.

"Предоставление скидки в рамках тарифного коридора – это право РЖД, а не обязанность, – подчеркнула президент Некоммерческого партнерства защиты интересов грузовладельцев в сфере железнодорожного транспорта (НП ГЖТ) Алена Зябкина. – При рассмотрении каждой заявки от грузоотправителя на получение скидки госкомпания производит определенные расчеты, по итогам которых и будет скалькулирована итоговая скидка, и совсем не факт, что она составит 50%. Более того, порядок предоставления тарифного коридора – довольно сложная и недостаточно прозрачная процедура, что сокращает количество заинтересованных грузовладельцев в обращении за скидкой, особенно если речь идет о малых и средних грузовладельцах".

По мнению президента НП ГЖТ, принятие данного решения, помимо возможности прироста объемов перевозок, позволит РЖД провести мониторинг и без нанесения реального ущерба проверить два основных подхода к построению будущей тарифной системы: насколько возможно в текущих реалиях говорить о дерегулировании тарифов в обозримом будущем или насколько оправдан подход сближения стоимости перевозок различных классов. Если на сегодняшний день перевозки 1-го класса убыточны, логично, что основной доход РЖД получают за счет других грузов. В этом случае предоставление 50%-ных скидок на одни перевозки предполагает, что на другие, скорее всего, будут введены надбавки. Уже сейчас много говорится о пролонгировании решения об экспортной надбавке, хоть и в сниженном варианте – до 10%.

"Это может означать, что предоставление существенных скидок малым, средним грузовладельцам, а также грузам, уходящим на автотранспорт по причине высоких тарифов, будут фактически оплачивать крупные грузовладельцы, в том числе за счет надбавки на экспорт", – считает Алена Зябкина.

Справка "Гудка"

К грузам 2-го тарифного класса относятся, помимо прочего, минеральные удобрения, зерновые грузы, бензин и чугун. Среди наиболее высокодоходных грузов (3-й тарифный класс) – продукция целлюлозно-бумажной промышленности, сталь в слитках, лом черных и цветных металлов, рельсы, металлические конструкции и предметы электро- и радиотехники.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок07.12.2016

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Отправить