07.12.2016


«Колмар» не продавливается в АТР

На расширение провозной способности дороги для экспорта угля нужно 28 млрд рублей

Как стало известно "Ъ", "Колмар" может столкнуться с трудностями при развитии своих угольных активов на юге Якутии. Для вывоза растущих объемов угля нужно нарастить до 22,8 млн т пропускную способность участка Дальневосточной железной дороги Нерюнгри-Бестужево, которая связывает "Железные дороги Якутии" с БАМом. По предварительной оценке, на это нужно 28,7 млрд руб., но снять средства с других направлений модернизации БАМа и Транссиба РЖД вряд ли сможет, говорят источники "Ъ". Окончательное решение, где их искать, будет принимать федеральное правительство.

О необходимости увеличения пропускной способности участка ДВЖД Нерюнгри-Бестужево, куда выходят грузы АО "АК "Железные дороги Якутии"" (ЖДЯ, СП республики и РЖД), заявили в министерстве транспорта и дорожного хозяйства Якутии. ЖДЯ перевезет в 2017 году по участку Томмот-Нерюнгри-пассажирская до 6 млн т грузов, по итогам третьего квартала показатель составил 3 млн т, что на 48,5% больше, чем годом ранее, уточнил гендиректор АО Василий Шимохин.

Прирост объемов дает в первую очередь угледобывающий холдинг "Колмар", разрабатывающий Чульмаканское и Денисовское месторождения: более половины вагонов, передаваемых ЖДЯ ДВЖД, приходится на его продукцию. А холдинг планирует наращивать объемы поставок за счет экспорта в АТР и далее. В 2017 году предприятия "Колмара" предполагают отгрузить в Якутии 5 млн т угля, а в 2020-м - уже около 15 млн т, говорил ранее гендиректор "Колмара" Сергей Цивилев.

Однако эти планы "Колмара" не учтены в действующей программе развития Восточного полигона РЖД - модернизации БАМа и Транссиба. Она финансируется за счет госбюджета, РЖД и Фонда национального благосостояния, и реконструкции линии Нерюнгри-Бестужево протяженностью почти 210 км в программе нет. Ежегодная провозная способность однопутного участка - чуть более 13 млн т, и уже в следующем году ее емкости могут быть полностью заполнены. По прогнозам Института экономики развития транспорта, к 2020 году дефицит мощностей здесь может составить 10,8 млн т.

По данным "Ъ", на ДВЖД подготовили инвестиционную заявку о необходимости развития этого участка. В числе предложений - реконструкция восьми станций, модернизация пути, строительство второго пути на перегоне Аям-Золотинка. Работы оцениваются в 28,7 млрд руб. Результатом станет увеличение провозной способности до 22,4 млн т в год. Это позволит снять инфраструктурные ограничения на ближайшее десятилетие. В пятницу проблему обсудили начальник ДВЖД Николай Маклыгин и министр транспорта и дорожного хозяйства Якутии Семен Винокуров - они договорились, что подадут в правительство РФ документы на корректировку программы развития Восточного полигона.

Но источник, близкий к железнодорожной отрасли, шансы на получение финансирования оценивает неоднозначно. С одной стороны, в 2017 году планируется рост инвестпрограммы ДВЖД - до 69 млрд руб. С другой - экономическая ситуация в стране остается сложной, поэтому не исключено, что программа Восточного полигона, срок реализации которой ранее был перенесен с 2017 на 2019 год, из-за сокращения финансирования будет опять сдвинута. Возможность перетока части средств с других направлений БАМа и Транссиба собеседник "Ъ" исключает: "Снять деньги с подходов к Ванино, Находке, Владивостоку мы не сможем".

В ДВЖД предлагают задействовать альтернативные источники финансирования, в частности республиканского бюджета и производителей, формирующих основную грузовую базу. Якутия уже выделяет 2 млрд руб. на развитие мощностей ЖДЯ - на эти средства в 2017 году будут реконструированы станции Чульман и Нерюнгри-грузовая. Господдержку в виде субсидий на инфраструктуру использует для своих проектов и сам "Колмар": при строительстве Инаглинского ГОКа с привлечением средств из федерального бюджета построен подъездной путь от станции Чульбасс до комбината, а также высоковольтная линия электропередачи с подстанцией. Однако вкладывать свои средства в Нерюнгри-Бестужево "Колмар" вряд ли станет, считает источник "Ъ": опыт "Мечела", потратившего несколько десятков миллиардов рублей на линию Улак-Эльга, а затем из-за проблем с кредиторами вынужденного продать 49% актива Газпромбанку, показал, что частные вложения в инфраструктуру являются "очень неоднозначной историей". В "Колмаре" ситуацию не прокомментировали.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ07.12.2016

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Отправить