29.04.2016


Железнодорожный и морской транспорт

Доля транспорта в ВВП Ирана составляет 7%. В стране 220 тыс. км автомобильных и 13 тыс. км железных дорог, 11 торговых портов. Иранские железные дороги (RAI) перевозят порядка 33 млн тонн грузов и 28 млн пассажиров в год. По данным Министерства дорог и городской инфраструктуры Ирана, ежегодная потребность в инвестициях в автодороги составляет $3 млрд, в железные дороги и сухие терминалы -- $2 млрд, в портовый бизнес -- по $1 млрд. По оценке вице-президента RAI Бабека Ахмади, в ближайшие семь лет стране потребуется 27 тыс. грузовых и 3 тыс. пассажирских вагонов, около 1 тыс. локомотивов. Собственный производственный потенциал при этом порядка 3 тыс. грузовых вагонов и 50-60 локомотивов в год.

Железнодорожная сеть в Иране начала развиваться только в 1887 году, а первые относительно протяженные линии появились во время Первой мировой войны. Ускоренное развитие началось только в 1920-1930-х годах при Резе Пехлеви, когда в том числе была построена Трансиранская железная дорога их каспийского порта Торкеман в сегодняшний порт Бендер-Хомейни. Но железные дороги все еще недоразвиты, на них приходится лишь 11% пассажиропотока, 65-70% грузов перевозят автомобили.

Накануне отмены санкций Иран объявил о масштабном привлечении инвестиций в железные дороги, обещая раздать проекты на $25 млрд. Инвесторы уже встали наизготовку. В начале января Siemens, который до 2010 года работал с местной группой MAPNA, подписал меморандум о взаимопонимании с RAI об участии в проекте электрификации железной дороги Тегеран--Мешхед и строительстве ВСМ Тегеран--Исфахан. Меморандум о взаимопонимании в области городского и наземного транспорта и протокол о сотрудничестве в сфере железных дорог подписал французский Alstom. Итальянская FS возобновила сотрудничество с RAI, ее дочерние структуры участвуют в проектировании 400 км линии Тегеран--Кум--Исфахан.

Еще в 2014 году власти Ирана заключили контракт с консорциумом китайских CMC и SU Power и структурами MAPNA на поставку электрооборудования и 70 локомотивов. В 2015 году Иран и КНР подписали соглашение, по которому 85% от стоимости проекта (€1,9 млрд) будет профинансировано за счет китайских займов.

Россия также сохраняла партнерство с Ираном в железнодорожных проектах до снятия санкций. ОАО РЖД в 2008-2012 годах электрифицировало линию Тебриз--Азаршахр, в 2014 году Иран пригласил компанию в проект электрификации линии Гермсар--Инче-Бурун (495 км) -- 23 ноября 2015 года "РЖД Интернешнл" и RAI заключили контракт на проектирование, строительство и поставку материалов и оборудования. В феврале в Москве Россия и Иран согласовали экспортный кредит на $2,2 млрд на этот проект и строительство ТЭС Бендер-Аббас (проект "Технопромэкспорта"). Первым контрактом после санкций стало соглашение Уралвагонзавода и RAI на поставку вагонов. Пока речь идет о поставке 5 тыс. вагонов, разработанных по техническому заданию иранских железных дорог. Поставки начнутся уже в этом году, финансирует проект ВЭБ, предоставляющий 11,2 млрд руб.

Один из крупнейших проектов, включающих Россию и Иран,-- строительство международного транспортного коридора (МТК) север--юг протяженностью 4,5 тыс. км от Балтики до порта Бендер-Аббас (Иран) или 7,2 тыс. км до порта Нава-Шева (Индия). Соглашение об этом Россия, Индия и Иран подписали еще в 2000 году, к нему присоединились Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Оман и Сирия. Проект может сократить путь, например, из Нава-Шевы до Москвы с 40 до 14 дней, минуя Суэцкий канал. Для стимулирования роста грузопотока по коридору RAI предлагает серьезные скидки на перевозки. Пробная отправка индийских грузов из Нава-Шевы через Бендер-Аббас в Астрахань и Баку показала, что уже сейчас экономия составляет $2,5 тыс. на каждые 15 тонн грузов.

Проект активизирует и транскаспийские морские перевозки. В июне 2015 года Иран объявил, что запускает три новые линии из портов Бендер-Энзели, Ноушехр и Амирабад для облегчения экспорта товаров в Россию. В конце марта группа FESCO запустила транскаспийский интермодальный сервис для перевозки грузов между Россией и Ираном. Иранские компании и сами присутствуют в капитале российских портов: так, "Насимбахркиш" недавно получила разрешение ФАС на выкуп акций ОАО "Астраханский порт".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ29.04.2016

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Отправить