19.12.2013


Интерфакс, 19.12.13

Крупнейшие ж/д операторы РФ просят сохранить утильпремию на новые вагоны

Крупнейшие железнодорожные операторы России просят поддержки у министерства промышленности и торговли РФ в вопросе сохранения так называемой "утилизационной премии" при закупке нового подвижного состава с улучшенными характеристиками.

"Считаем, что поддержка государством производства вагонов может быть эффективна только в случае, если производство новых вагонов будет напрямую увязано со списанием аналогичного количества старых. Выпуск новых вагонов без одновременного списания старых будет иметь негативный эффект для железнодорожной отрасли в среднесрочной перспективе, так как увеличит профицит вагонов на сети, что приведет к дальнейшему снижению эффективности ж/д транспорта и, в конечном итоге, падению спроса на новые вагоны", - говорится в письме операторов главе Минпромторга Денису Мантурову, с которым ознакомился "Интерфакс".

Документ, датированный 11 декабря, подписали главы ОАО "Первая грузовая компания" (ПГК) группы UCL Владимира Лисина, ОАО "Федеральная грузовая компания" (ФГК, "дочка" ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD)), ООО "Рейл Гарант Финанс" (структура группы Rail Garant), ООО "УК "Нефтетранссервис", ЗАО "Русагротранс" (входит в RTK Rail) и ОАО "Новая перевозочная компания" Globaltrans. Компании считают "приоритетным" предоставление субсидии для приобретения "инновационных" вагонов только при одновременном списании старого парка.

Свою позицию участники рынка грузовых перевозок подкрепляют данными о непростой эксплуатационной ситуации на железных дорогах РФ. На ж/д сети уже сейчас наблюдается существенный профицит подвижного состава - как по сравнению с объемом перевозимых грузов, так и в отношении возможностей инфраструктуры. "Такая ситуация приводит к необоснованному росту расходов РЖД и операторов, ухудшению скорости доставки грузов, чти негативно сказывается на эффективности перевозок ж/д транспортом для грузоотправителей РФ", - говорится в письме.

Компании считают, что субсидирование лизинговым компаниям части расходов по процентам при приобретении вагонов с улучшенными характеристиками должно являться лишь "дополнительной мерой стимулирования спроса" на такой подвижной состав, и "не может заменять субсидий на списание старого парка", поскольку отказ от использования старых вагонов экономически неоправдан без мер государственной поддержки.

"Важно при этом отметить, что указанный механизм должен распространяться только на отношения, возникшие в 2014 г. В противном случае преференции получат компании, которые принимали инвестиционные решения, позволяющие и так обеспечить окупаемость вагона", - подчеркивают операторы, добавляя, что льготу должны получить только те, кто в ней на самом деле не нуждается. Кроме того, по мнению операторов, поддержка компаний, осуществлявших инвестиции в 2013 г., поставит в неравное положение остальных участников рынка и нарушит принципы конкуренции, что потенциально может стать предметом рассмотрения антимонопольными органами.

Если эти предложения будут реализованы, 6 крупнейших игроков рынка будут готовы инвестировать в покупку "инновационных" вагонов с одновременным списанием старого парка, начиная с 2014 г., "в объеме, достаточном для полноценной загрузки мощностей" производителей такого подвижного состава. "Надеемся на Вашу поддержку в этом вопросе и будем благодарны за возможность встречи с руководителями крупнейших операторов России для рассмотрения вопроса субсидий и поиска оптимального решения", - заключают авторы письма.

Как сообщалось ранее, первоначально Минпромторг подготовил проект правительственного постановления, предполагающий, что при покупке нового вагона с улучшенными техническими характеристиками ж/д операторы смогут получать утилизационную премию в размере до 130 тыс. руб. Речь тогда шла о субсидиях российским лизинговым организациям за предоставление ими скидки на авансовый платеж при покупке вагонов с осевой нагрузкой 25 тонн и более, межремонтный пробег которых составляет не менее 250 тыс. км или 2 лет, а пробег от изготовления до капитального ремонта - не менее 500 тыс. км или 4 лет. Приобретатель при этом должен был предъявить свидетельство о сдаче старого вагона на утилизацию.

Фактически субсидия также ежеквартально предоставлялась бы лизинговым компаниям в течение первого года действия кредитного договора в размере 90% от ставки рефинансирования Центрального банка РФ при условии предоставлении скидки лизингополучателю (в случае привлечения кредитов в валюте - в размере 90% от общих затрат на проценты по займу в пересчете по курсу ЦБ на дату уплаты). При этом проект предусматривал тот же объем субсидий, а эффект оценивался в 2014-2016 гг. на уровне 26,155 млрд руб.

Однако в начале декабря ведомство опубликовало доработанную версию проекта, исключив из него положение об утилизационной премии за сдачу старого подвижного состава. Новый вариант документа предусматривает лишь субсидию российским лизинговым компаниям в течение первого года действия кредитного договора по займам, полученным на приобретение вагонов с осевой нагрузкой 25 тонн и более, в размере 90% от ставки рефинансирования Центрального банка РФ при условии предоставлении скидки лизингополучателю. При этом ведомство уверено, что и это стимулирует ж/д операторов к покупке вагонов с повышенной осевой нагрузкой. В трехлетнем федеральном бюджете на такие субсидии предлагается заложить 7,1 млрд руб., в том числе в 2014 г. - 2,61 млрд руб., в 2015 г. - 2,35 млрд руб., в 2016 г. - 2,22 млрд руб.

Обе версии проекта были подготовлены министерством промышленности и торговли в рамках июньского поручения главы правительства РФ Дмитрия Медведева. Тогда ввести в РФ "утилизационную премию" предложил президент группы "ИСТ" Александр Несис (в состав холдинга входит ЗАО "Тихвинский вагоностроительный завод" в Ленинградской области, который выпускает вагоны с улучшенными техническими характеристиками). Выделение средств, сопоставимых с заработком вагона старых моделей (ориентировочно 300 тыс. руб. в течение 5 лет), стимулирует операторов списывать подвижной состав и покупать новый, а также позволит увеличить пропускные способности ж/д путей в стране, подчеркивал бизнесмен.

Глава Минпромторга Денис Мантуров тогда согласился, что российские производители вагонов могли бы быть поддержаны "утилизационной премией" - наряду с прочими стимулирующими мерами. В 2013 г. в РФ ожидается спад их выпуска с рекордных 120 тыс. до 50-60 тыс.

Предполагалось, что документ вступит в силу с 1 января 2014 г. и будет касаться покупаемого подвижного состава, произведенного не ранее этой даты. При этом допускалась возможность получить утилизационную премию и по кредитам, полученным ж/д операторами на покупку вагонов с улучшенными техническими характеристиками после 1 января 2013 г. Источники "Коммерсанта" на рынке ж/д перевозок уверяют, что дело в министерстве финансов РФ, которое отложило рассмотрение вопроса на январь. Сейчас вагоны с улучшенными характеристиками (в том числе с повышенной нагрузкой на ось) выпускают только ОАО "Уралвагонзавод" (УВЗ) и ТВСЗ. Но Федеральная служба по тарифам РФ пока утвердила скидку только для пяти моделей вагонов тихвинского предприятия. Заявку от УВЗ изучает институт ВНИИЖТ, и только затем она будет направлена в службу. В РЖД отмечают, что на признание "инновационными" претендуют вагоны УВЗ и "Алтайвагона" (MOEX: ALVG).

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Отправить