11.12.2012


Гудок, 11.12.12

Взаимодействие и партнерство: не перетягивать канат

Участники юбилейной, X конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнёрство» подтвердили необходимость подтянуть законодательное обеспечение отрасли в условиях отсутствия у ОАО «РЖД» парка вагонов.

Дисбаланс между темпами роста приватного вагонного парка и возможностью его рационального управления в условиях отставания необходимых правовых, тарифных и технологических решений, а также ограниченного развития инфраструктуры - главная на сегодня проблема в железнодорожной отрасли, решить которую предстоит всем участникам рынка.

Как сообщил на пленарном заседании конференции президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, буквально несколько дней назад на сети было отставлено от движения 835 сформированных поездов, что составляет почти 300 тыс. вагонов. «Если их расставить в ряд, то они займут более 3 тыс. км путей, при том что у нас 9 тыс. км «узких» мест на сети, – заметил Владимир Якунин. – Эти составы занимают наши пути, мы за это ничего не получаем, как и за то, что вынуждены дополнительно заниматься их сортировкой на станциях».

Строить новые пути РЖД тоже не в состоянии. Из-за того, что правительство не приняло ряд предлагаемых мер, дефицит средств компании в актуализированной Генеральной схеме развития железных дорог превышает 2 трлн руб. В то же время грузоотправители не торопятся выполнять решение правительства о новых инструментах инвестирования в отрасль, к примеру использовать принцип «бери или плати». За год не заключено ни одного контракта, потому что бизнесмены теперь хотели бы видеть долгосрочный тариф на перевозки.

Первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов заострил внимание на том, что развивать инфраструктуру необходимо не для того, чтобы складировать все увеличивающиеся объемы порожних вагонов, а для перевозки дополнительных грузов. «Строительство путей отстоя – это практически годовая инвестиционная программа компании, – сообщил Вадим Морозов. – Если это делается для размещения избытка порожняка, то для кого в этом случае будут работать эти инвестиции, кому они создадут прибавочный продукт?» Для решения проблемы управления парками, по мнению Вадима Морозова, необходимо продолжать совершенствовать нормативную базу и технологию перевозок, включая систему планирования. Не менее остро стоит вопрос об экономической эффективности использования парка ВСП, то есть применения более гибкой формулы ценообразования.

Уже начавшиеся дискуссии по Единому сетевому технологическому процессу (ЕСТП), разработанному в РЖД, показали, что сегодня мало кто сомневается в необходимости собрать воедино и систематизировать все системообразующие компоненты технологии перевозки и определить порядок взаимодействия участников рынка.

То, что в части подвижного состава реформа принесла положительный результат и нужно теперь продолжить отрабатывать технологию управления в новых условиях профицита вагонов, согласен и председатель президиума НП «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава», генеральный директор группы Globaltrans Сергей Мальцев. В части ЕСТП операторы предлагают установить различные сроки планирования для различных перевозок с дифференцированной оплатой за срыв исполнения заявок. В то же время Совет рынка решительно настаивает на ликвидации парка ВСП, считая, что РЖД вынуждены создавать для этих вагонов технологические ниши. Также операторы выступают за создание частных перевозочных компаний.

Одобрил новую технологию управления перевозками и вице-президент по логистике ОАО «НЛМК» Александр Сапронов, считая положительным моментом, что конкуренция выдвинула на главный план грузовладельца. «Тем не менее месячное планирование ещё необходимо обсуждать, мы не всегда вписываемся в 30 дней, так как существуют производственные циклы и рыночная конъюнктура», – говорит Александр Сапронов.

Министерство транспорта также активизировалось в законодательной работе. Заместитель министра транспорта Алексей Цыденов сообщил, что уже согласованы со всеми новые проекты закона и Устава железнодорожного транспорта. В новом проекте Устава предполагается ввести платность за занятие инфраструктуры. На завершающей стадии находится и проект положения о деятельности операторов. Кроме того, со следующего года будет введён тарифных коридор для РЖД. «Минтранс сейчас предлагает плюс-минус 15%, – сообщил Алексей Цыденов. – Это позволит снять многие вопросы по эффективности тарифообразования для компании».

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Отправить