28.12.2012


Западно-Сибирская железная дорога - важная составная часть транспортной системы страны

Она является самой крупной из четырех железных дорог Сибирского федерального округа и традиционно лидирует в структуре транспортных перевозок региона. Магистраль соединяет центр России и ее европейскую часть с восточными районами, дает возможность выхода к морским портам Дальнего Востока и границам со странами Азии.

Расположенный на полигоне дороги Кузнецкий угольный бассейн является центром зарождения трех из шести основных направлений грузовых перевозок, предусмотренных Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации на перспективу до 2030 г. Это Кузбасс - Северо-Запад, Кузбасс -Азово-Черноморский транспортный узел и Кузбасс - Дальневосточный транспортный узел.

Основным грузом для Западно-Сибирской железной дороги является кузбасский уголь. Площадь угольных отложений Кузнецкого бассейна составляет 26,7 тыс. км2. Это 30% территории Кемеровской области. Запасы угля достигают 525 млрд. т, в том числе коксующихся марок - 283 млрд. т. Поэтому одной из важнейших задач дороги является освоение растущих объемов перевозок угля и обеспечение своевременной доставки его потребителям.

Отправной точкой перехода на качественно новый уровень сотрудничества железной дороги с предприятиями угледобывающего комплекса стало состоявшееся в 2002 г. в Междуреченске выездное заседание Государственного Совета под председательством Президента России В.В. Путина, положившее начало комплексному, целенаправленному и планомерному развитию железнодорожной инфраструктуры Кузбасса. Практической реализацией решений Госсовета стали программы развития и совершенствования технологии работы магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе на 2002-2005 и 2006-2008 гг., разработанные Западно-Сибирской железной дорогой совместно с угольными компаниями и промышленными предприятиями Кузбасса.

За прошедшие годы в выполнение программных мероприятий было инвестировано 34 млрд. руб., из них 22 млрд. руб. направлено ОАО "РЖД" на развитие инфраструктуры магистрального железнодорожного транспорта. В результате их реализации Среднесибирский ход дороги был значительно усилен и специализирован для ускоренного пропуска составов порожних полувагонов в Кузбасс и тяжеловесных угольных маршрутов весом до 9000 т из Кузбасса. Благодаря принятым мерам состояние железнодорожной инфраструктуры не стало сдерживающим фактором в развитии Кузбасса.

Только в 2011 г. Западно-Сибирская железная дорога отправила более 260 млн. т грузов, достигнув максимального результата за последние два десятилетия (в 1990 г. - 296,5 млн. т) и превысив уровень докризисного 2008 г. на 1,9 млн. т. При этом размеры перевозок основного груза - каменного угля - в Кузбассе увеличились по сравнению с докризисным периодом на 3% и составили 186,7 млн. т при добыче 192,2 млн. т.

По прогнозным данным, размеры перевозок угля будут только расти. В соответствии с Долгосрочной программой развития угольной промышленности России до 2030 года, утвержденной В.В. Путиным по итогам совещания "Об итогах реструктуризации и перспективах развития угольной промышленности", состоявшегося 24 января 2012 г. в Кемерово, размеры добычи угля в Кузбассе к 2015 г. оцениваются в 195,7 млн. т. На этот объем ориентировались при разработке Генеральной схемы развития сети железных дорог ОАО "РЖД" на период до 2020 г. Однако реальные размеры предъявления угольной продукции, по официальным заявлениям угледобывающих предприятий, гораздо выше. Уже в 2012 г. объем перевозок угля может увеличиться до 200 млн. т.

Интенсивное наращивание добычи угля в Кузбассе требует опережающего развития инфраструктуры железнодорожного транспорта, совершенствования технологии перевозочного процесса, повышения эффективности использования подвижного состава. Вот почему специалисты Западно-Сибирской железной дороги видят необходимость в продолжении начатой 10 лет назад работы по усилению пропускных способностей лимитирующих участков, станций и узлов как магистрального, так и промышленного железнодорожного транспорта.

Угольщики Кузбасса (36 угледобывающих и перерабатывающих предприятий) уже оценили потребность финансовых вложений в ликвидацию имеющихся у них узких мест на период до 2015 г. более 45 млрд. руб. В свою очередь, развитие лимитирующих участков Западно-Сибирской магистрали потребует около 100 млрд. руб. Сюда входит усиление станций и участков Транссибирского и Среднесибирского направлений для организации тяжеловесного движения. Кроме того, назрела необходимость в восстановлении участка Мереть - Среднесибирская, демонтированного в начале 1990-х годов и отданного под строительство автомобильной дороги.

В то же время реализация этих мероприятий только на Западно-Сибирской железной дороге не снимет все существующие инфраструктурные ограничения. Поэтому сегодня требуется синхронное развитие пропускных способностей на полигонах перевозки углей в порты Северо-Запада, Юга и Дальнего Востока. И это, прежде всего, усиление Байкало-Амурской магистрали и подходов к портам, что требует использования в полной мере механизма государственно-частного партнерства, объединения усилий и ресурсов бизнеса, железнодорожников и, конечно, государства.

Важнейшим вопросом является не только модернизация инфраструктуры, но и повышение эффективности ее использования. В этих целях на дороге постоянно совершенствуется технология перевозочного процесса. К примеру, недавно был организован ускоренный пропуск поездов с кузбасским углем из Междуреченска до Инской без смены локомотивной бригады на станции Белово.

Поскольку работники диспетчерского аппарата обеспечивают приоритет в проследовании таких поездов по участкам, время нахождения их в пути не превышает 12 ч, т.е. удлинение участка обслуживания не входит в противоречие с трудовым законодательством, касающимся режима работы локомотивных бригад. За счет увеличения объема выполненной перевозочной работы и суточного пробега локомотивов заметно улучшены показатели работы эксплуатационного локомотивного депо Новокузнецк. Кроме того, появилась возможность использовать высвободившиеся локомотивные бригады депо Белово и Инская на других маршрутах.

Как показывает опыт Западно-Сибирской и ряда других дорог, крупным резервом обеспечения ритмичных перевозок грузов является технологическая координация участников перевозочного процесса. Либерализация операторского рынка, не подкрепленная соответствующей нормативно-правовой базой, привела осенью 2011 г. к технологическим сбоям в эксплуатационной работе. Тогда по указанию президента России на Красноярской железной дороге совместно с руководителями Красноярского и Алтайского краев, Новосибирской и Кемеровской областей, представителями грузовладельцев было проведено расширенное совещание с участием руководства ОАО "РЖД" по обеспечению своевременного вывоза грузов и созданию эффективной модели управления частным парком грузовых вагонов. По итогам этого важнейшего мероприятия было принято решение о создании в регионах координационных советов по грузовым перевозкам. Основные цели создания советов - повышение эффективности железнодорожных перевозок, координация взаимодействия участников перевозочного процесса для обеспечения своевременного вывоза продукции предприятий регионов.

Основные задачи координационных советов - проведение на системной основе мониторинга обеспечения завоза необходимого сырья и вывоза готовой продукции в регионах, а также подготовка предложений по созданию механизмов стимулирования участников перевозочного процесса на улучшение показателей использования подвижного состава, снижение времени нахождения вагонов под грузовыми операциями, рациональное использование транспортной инфраструктуры.

Работе координационных советов придается огромное значение. Проведение в их рамках совещаний позволяет собрать на одной площадке все заинтересованные в железнодорожных перевозках стороны. Это ижелезнаядорога, и операторы подвижного состава, и грузоотправители, и представители органов власти субъектов Российской Федерации. Благодаря этому инструменту появилась возможность своевременно выявлять и разрешать возникающие в процессе железнодорожных перевозок проблемы, решать различные вопросы, возникающие как со стороны грузоотправителей и операторов подвижного состава, так и органов государственной власти.

С момента создания института координационных советов (26 октября 2011 г.) на дороге работают два таких органа - Региональный транспортный координационный совет на Западно-Сибирской железной дороге, осуществляющий деятельность в границах магистрали, и Сибирский межрегиональный транспортный координационный совет, охватывающий, помимо Западно-Сибирской, еще и полигон Красноярской железной дороги. В 2011 - 2012 гг. в Томске, Кемерово и Новосибирске были проведены заседания координационных советов регионального и межрегионального уровней.

В функции координационных советов входят:

- контроль за обеспечением вывоза готовой продукции промышленных предприятий и грузов среднего и малого бизнеса;

- подготовка предложений по совершенствованию управления вагонными парками различных собственников, а также предложений для специально созданной рабочей группы по совершенствованию действующей технологии оказания услуг при перевозках грузов;

- рассмотрение вопросов нормативно-правового регулирования тарифной политики и координация использования подвижного состава.

На состоявшемся в начале 2012 г. в Кемерово совещании Регионального транспортного координационного совета совместно с грузоотправителями, операторскими компаниями и при поддержке администрации Кемеровской области был принят ряд важных решений, направленных на обеспечение вывоза всей предъявляемой угольной продукции Кузбасса. В том числе было предложено рассмотреть возможность работы консолидированным парком вагонов.

Сегодня 24 тыс. полувагонов различных операторов используются в Кузбассе на договорной основе с крупными операторами. При этом обязательным условием поступления порожних полувагонов на углепогрузочные станции определен принцип маршрутизации. Для этого изменена технология работы сортировочной станции Входная, где каждому оператору выделен путь для формирования готовых составов из порожних полувагонов с последующей переадресовкой на станции погрузки.

Установленные "правила игры" дали ощутимый результат. Остатки грузов на складах угольных предприятий с начала года снижены на 700 тыс. т. Погрузка угля осуществляется на уровне 8 тыс. вагонов ежесуточно, и значительная их часть включается в тяжеловесные поезда. Станция формирования маршрутов с углем - Алтайская - за 8 месяцев 2012 г. увеличила отправление поездов весом более 7 тыс. т на 14,9%. За январь - август 2012 г. алтайские железнодорожники сформировали более 2,4 тыс. тяжеловесных поездов весом свыше 8 тыс. т каждый. Всего с начала года Алтайская обеспечила формирование и беспрепятственный пропуск свыше 5,7 тыс. поездов весом от 7 тыс. до 9 тыс. т.

В целях дальнейшей оптимизации работы с собственным подвижным составом координационным советом принято решение обеспечивать согласование заявок на углепогрузочных станциях от меньшего числа операторов с максимальным обезличиванием вагонов по всем грузоотправителям, работающим на станции.

Очередное заседание Сибирского межрегионального транспортного координационного совета по перевозкам угля состоялось в Кемерово в апреле 2012 г. под председательством президента ОАО "РЖД" В.И. Якунина, посетившего Западно-Сибирскую железную дорогу с рабочим визитом. В заседании совета принял участие губернатор Кемеровской области А.Г. Тулеев. В рамках решения вопросов вывоза грузов участникам заседания было предложено провести комплекс мер, в частности рекомендовано:

- угледобывающим и углеперерабатывающим предприятиям - обеспечивать равномерное предъявление груза к перевозке в течение всего года;

- продолжить работу по исполнению приказа Минтранса России № 258 от 03.10.2011 по заадресовке порожних полувагонов в Кузбасс с учетом особенностей технологии работы Западно-Сибирской железной дороги в рамках заключенных с грузоотправителями и операторами подвижного состава соглашений;

- продолжить оптимизацию количества операторов (собственников) подвижного состава, работающих на основных углепогрузочных станциях, для недопущения образования излишков порожнего подвижного состава;

- сбалансировать объемы ремонта инфраструктуры магистрального и промышленного железнодорожного транспорта и предприятий с учетом планируемых размеров погрузки.

В рамках рабочего визита главы компании на Западно-Сибирскую железную дорогу было подписано соглашение о взаимодействии и сотрудничестве ОАО "РЖД" с Кемеровской областью на 2012 - 2014 гг. Согласно этому документу, стороны разрабатывают и реализуют мероприятия по развитию железнодорожных пассажирских перевозок, эффективному использованию подвижного состава. Предусмотрено выполнение ряда работ по обеспечению перевозок грузов и повышению безопасности движения в рамках программы развития и совершенствования технологии работы магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе на 2012-2015 гг.

В конце августа 2012 г. в управлении Западно-Сибирской железной дороги состоялось заседание Сибирского межрегионального транспортного координационного совета по обеспечению завоза топливно-энергетических грузов на объекты жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и энергетики в преддверии осенне-зимнего сезона. Были рассмотрены и вопросы взаимодействия с грузоотправителями, грузополучателями, собственниками и операторами подвижного состава по обеспечению доставки порожних вагонов в установленные сроки, а также повышению достоверности и своевременности предоставления грузоотправителями данных по прогнозу объемов перевозок грузов на год и среднесрочную перспективу. На заседании было отмечено, что ситуация с завозом угля на объекты ЖКХ и энергетики складывается более благоприятно, чем в 2011 г.

Принятые обязательства по обеспечению потребностей в перевозках топливно-энергетических грузов железная дорога выполняет полностью. За семь месяцев 2012 г. в адреса предприятий энергетики погружено около 13 млн. т угля, что почти на 10% больше, чем в 2011 г. Объем завоза угля на объекты ЖКХ составил 4,5 млн. т. Это почти на 2% выше уровня прошлого года. Ключевую роль в стабилизации погрузки сыграли в числе прочего и принятые решения по оптимизации структуры операторского рынка.

Для гарантированного и бесперебойного завоза угля на объекты энергетики генерирующих компаний Красноярского края Западно-Сибирской дорогой начата работа по организации движения угольных маршрутов по расписанию. Это не только повышает эффективность использования инфраструктуры, но и сокращает количество привлекаемого собственного подвижного состава, который, в свою очередь, после высвобождения можно использовать под перевозки в адреса предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Наряду с обеспечением своевременной отгрузки угля координационные советы уделяют большое внимание и другим массовым грузам, в частности лесной продукции, предъявляемой к перевозке лесопромышленным комплексом Сибирского региона. На Западно-Сибирской железной дороге в границах Томской области и Алтайского края вывоз лесной продукции в основном осуществляется в вагонах четырех компаний-операторов (собственников): ОАО "ПГК", ОАО "ТрансКонтейнер", ОАО "ТК Новотранс", ОАО "Трубная транспортная компания" - и парка стран СНГ. В феврале 2012 г. в Томске при участии руководителей Западно-Сибирской, Красноярской железных дорог, региональных администраций, крупных промышленных предприятий и компаний - собственников подвижного состава состоялось заседание Сибирского межрегионального транспортного координационного совета, посвященное вывозу леса с территории Томской области, Алтайского и Красноярского краев. На заседании были рассмотрены вопросы и приняты рекомендации по привлечению вагонного парка лесоперерабатывающими предприятиями, улучшению использования подвижного состава, инфраструктуры и др.

По мнению большинства участников совещания, гарантией выполнения перевозок, заявленных предприятиями, являются соглашения о безусловном обеспечении вывоза предъявляемых объемов лесных грузов между грузоотправителями и уже действующими в границах регионов операторами и собственниками подвижного состава. Связующим звеном в этих взаимоотношениях, как вариант, могут выступать ОАО "РЖД-Логистика" либо другие организации, действующие под эгидой региональных администраций, которые будут предоставлять дополнительные услуги по экспедированию, таможенному и прочему оформлению грузов.

Следующим шагом в работе по обеспечению перевозок угля является оптимизация количества операторов на станциях погрузки, исходя из обезличивания парка всех грузоотправителей станции. Например, в начале 2012 г. сложная ситуация складывалась на станции Кийзак, где при избыточном наличии полувагонов погрузка выполнялась только на уровне 78% плана. В АО "Междуречье" заявки на перевозку угля в полувагонах с привязкой к конкретным направлениям предъявляли восемь операторов. В июне 2012 г. удалось сократить количество операторов, взаимодействующих с дорогой, до трех, консолидировать весь парк полувагонов и значительно стабилизировать работу станции. Положительным является и пример станции Ленинск-Кузнецкий II, где число операторов, "выходящих" на дорогу, сокращено с семи до двух, которые полностью справляются с предъявляемыми объемами. Решаются вопросы оптимизации работы с собственным подвижным составом на станциях Мыски, Мереть, Забойщик, Ерунаково, Междуреченск с сокращением количества операторов, взаимодействующих с дорогой, с шести - семи до трех - четырех.

По нашему мнению, для реализации этой задачи целесообразно ввести законодательное понятие "оператор подвижного состава" с определением прав, обязанностей и ответственности оператора за обеспечение перевозочного процесса.

Для ускорения подвода порожнего подвижного состава под погрузку необходимо усилить работу по формированию отправительских порожних маршрутов с мест выгрузки, что может потребовать дополнительного развития инфраструктуры общего и необщего пользования, а также развивать организацию технических маршрутов на сортировочных станциях сети по конкретным операторам.

В результате проведенной работы удалось повысить уровень маршрутизации входа на Западно-Сибирскую железную дорогу порожних полувагонов для ряда операторов. По таким компаниям, как ОАО "ПГК", ООО "НТК", ООО "Мечел-Транс" и др., маршрутизация подвода порожняка возросла до 47 - 65%.

Однако следует отметить, что не все компании-операторы уделяют должное внимание этому важнейшему вопросу. Недостаточно маршрутизирует подход порожних полувагонов ООО "Новотранс". При среднесуточном поступлении более 600 вагонов доля порожних маршрутов составляет только 20%. Крайне низок уровень маршрутизации порожняка у ЗАО "НефтеТ-рансСервис" - всего 5%, совсем не маршрутизирован входящий вагонопоток у ООО "СибУгле-МетТранс" и ООО "ТрансГрупп АС". Безусловно, такая ситуация не способствует повышению эффективности перевозочного процесса и улучшению обслуживания получателей, прикрепленных к этим компаниям. Только совместными усилиями можно уменьшить нагрузку на инфраструктуру, улучшить качество использования подвижного состава и, самое главное, обеспечить вывоз всей предъявляемой продукции.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Железнодорожный транспорт20.12.12На основе консолидации вагонных парков

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Отправить