01.04.2019


Казанская магистраль сворачивает на Петербург

Проект ВСМ до столицы Татарстана не получил президентского одобрения

Проект строительства высокоскоростной магистрали Москва - Казань стоимостью 1,7 трлн руб. не получил одобрения Владимира Путина. Теперь в правительстве проработают возможность строительства ВСМ Москва - Петербург.

На прошедшей неделе с участием Владимира Путина прошло обсуждение перспектив проекта строительства железнодорожной высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Казань; по его итогам проект не получил окончательного одобрения президента. Об этом рассказали РБК два источника, близких к правительству, и подтвердил отраслевой консультант.

По словам одного из источников РБК, проект высокоскоростной железнодорожной магистрали стоимостью 1,7 трлн руб. "обсуждался, но решение о старте строительства принято не было". "Это пока не формализованное решение", - говорят три источника РБК.

Федеральный чиновник также утверждает, что финальные решения по ВСМ еще не приняты. По словам двух источников, ожидается, что решение президента о судьбе ВСМ Москва - Казань может быть объявлено 11 апреля. В этот же день ожидается совещание у президента по магистрали с представителями профильных ведомств и гендиректором РЖД Олегом Белозеровым.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков 29 марта также заявил журналистам, что окончательного решения по строительству дороги нет и пока на стадии проработки находятся "разные варианты".

По данным одного из источников РБК, как альтернативу ВСМ Москва - Казань в РЖД и профильных ведомствах детально обсудят возможность разработки и реализации проекта ВСМ Москва - Санкт- Петербург. Как рассказал РБК отраслевой консультант, может быть сделан выбор и в пользу скоростной автодороги Москва - Нижний Новгород - Казань длиной 729 км и стоимостью 540 млрд руб., из которых 323 млрд руб. - бюджетные средства.

В пресс-службе РЖД отказались от комментариев. Представитель вице-премьера Максима Акимова, курирующего транспорт, отказался от комментариев. РБК направил запрос в Минтранс.

Ведомства спорят об операционной безубыточности ВСМ

В ноябре 2018 года российский лидер уже выражал сомнение в необходимости строительства скоростной дороги из столицы в Казань и поручил правительству еще раз обсудить этот проект. В его поручении говорилось о плановой операционной безубыточности ВСМ как об условии получения денег из федерального бюджета. Президент предложил еще раз оценить экономику и обоснованность проекта, поскольку в плане развития магистральной инфраструктуры три проекта сообщения с Нижним Новгородом: платная автодорога, бесплатная и ВСМ, писали "Ведомости".

Акимов поддерживал проект строительства первого этапа казанской магистрали. 13 марта его доклад согласовал премьер-министр Дмитрий Медведев и направил документ Путину, сообщали "Ведомости". Стоимость первого участка ВСМ оценивалась в 621,5 млрд руб. и была включена в магистральный план развития инфраструктуры.

Однозначной позиции в правительстве не было: Минфин последовательно выступал против ВСМ Москва - Казань. В министерстве считают, что заложенный в финансовой модели проекта средний пассажиропоток сильно завышен, и видят риски для бюджета из-за падения спроса на перевозки. Минфин предложил перебросить 200 млрд руб., предусмотренных на магистраль, на развитие авиации и Северного морского пути, рассказывал ранее РБК представитель ведомства. Глава Минфина Антон Силуанов также говорил, что скептически относится к проекту и не видит в нем экономического смысла.

Акимов в интервью РБК утверждал, что проект окупаем. "В операционной модели проект точно безубыточен и не будет требовать субсидий. Все эксперты подтвердили, что модель летающая", - говорил он.

Строительство магистрали до Казани экономически не обосновано, а прогнозы по пассажиропотоку и загруженности ВСМ будто бы предполагают "исчезновение" других поездов на этом направлении, пояснил РБК гендиректор агентства "INFOLine-Аналитика" Михаил Бурмистров. "Но это нереально. Возможности для адекватной загрузки этой магистрали и ее окупаемости отсутствуют. А участок до Нижнего Новгорода тем более потерял смысл, ведь туда уже ходят за 3-3,5 часа экспрессы "Стриж" и "Ласточка", - говорит эксперт.

Санкт-Петербург может занять место Казани

Сейчас в правительстве обсуждается возможность строительства еще одной высокоскоростной магистрали - Москва - Санкт-Петербург. "Но эта инициатива не должна откладывать реализацию проекта Москва - Казань.

Здесь мы готовы стартовать, а по линии Москва - Питер нет ни страницы готовых документов, даже ТЭО", - говорил РБК Акимов в феврале. Путин поручил доработать проект ВСМ Москва - Санкт-Петербург по итогам последнего совещания, сообщил один из собеседников РБК.

ВСМ до Санкт-Петербурга положительно оценивало Минэкономразвития. Глава министерства Максим Орешкин заявлял, что эта магистраль покажет "гораздо большую эффективность", чем дорога до Казани.

Ожидается, что магистраль Москва -Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург будет с остановками в малых городах между региональными центрами, а время пути из столицы до Петербурга составит 2,5 часа. Этот проект РЖД включили в свою программу организации скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в России, утвержденную в 2015 году. По планам госмонополии, строительство ВСМ Москва - Санкт-Петербург должно начаться в период с 2026 до 2030 года, а ее стоимость в ценах 2015 года оценивалась в 990 млрд руб.

В августе 2018 года стало известно, что эта дорога включена в план комплексного развития магистральной инфраструктуры до 2024 года, подготовленный Минэкономразвития. Однако в итоговый план модернизации, утвержденный правительством в феврале, ВСМ Москва - Санкт-Петербург не вошла.

Бурмистров отметил, что к этому проекту также есть вопросы. Сейчас между двумя столицами курсирует "Сапсан", который доказал свою экономическую эффективность. "Разница будет полтора часа между ним и ВСМ, но билеты на поезда последней обойдутся в три раза дороже. Кто будет готов за это платить?" - резюмировал эксперт.

Строительство высокоскоростной магистрали от Москвы до Казани длиной 800 км обсуждается с 2013 года. Магистраль позволила бы сократить время поездки из Москвы в Казань с 11,5 до 3,5 часа. С тех пор стоимость проекта РЖД выросла примерно с 1 трлн до 1,7 трлн руб. Предполагалось при этом, что государство выделит на ВСМ безвозвратный взнос в размере 700 млрд руб.

Первый этап строительства ВСМ на участке Москва (Железнодорожный) - Гороховец вошел в комплексный план модернизации и расширения инфраструктуры до 2024 года, а также в долгосрочную программу развития РЖД до 2025 года. Стоимость первого участка протяженностью 301 км оценивается в 621 млрд руб.

В ноябре прошлого года помощник президента Андрей Белоусов заявил об "очень большом интересе" бизнеса к проекту ВСМ Москва - Казань. Спустя месяц РБК выяснил, что компании Evraz Романа Абрамовича и его партнеров, "Кузбассразрезуголь" и "Трансмашхолдинг" Андрея Бокарева, а также группа "Синара" Дмитрия Пумпянского обсуждали возможное участие в финансировании строительства дороги.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК01.04.2019

 

Вернуться к списку новостей

 


Задайте нам вопрос

Заполните все поля и наши специалисты ответят на ваши вопросы.

Подробнее
Отправить